Рецензия на сериал «Контейнер»: Мама, сколько стоит моя жизнь?

Оценка: 7 из 10

Премьера первых двух серий «Контейнера» состоялась на видеосервисеStart 9 сентября 2021 года. Режиссёр: Максим Свешников. В ролях: Оксана Акиньшина, Филипп Янковский, Мария Фомина, Артём Быстров, Юлия Ауг и другие.

Тема суррогатного материнства в мировом кинематографе поднимается крайне редко, да и то обычно не выходит за рамки узкого круга фестивальных зрителей или комедийного жанра. В этом году, например, на «Сандэнсе» показали милый ромком «Вместе-вместе», два десятилетия назад в «Друзьях» Фиби почти целый сезон вынашивала тройню для другой семьи, а больше, в принципе, ничего и не вспоминается – только если «Рассказ служанки», но то фантастика. Фильмов про усыновления, про суррогатную опёку, про материнских и отцовских фигур – предостаточно, а снимать про суррогатную беременность – почему-то никто не берётся, будто бы для современного общества это табу чуть ли не страшнее абортов. Вдвойне приятно, что такую тему решил поднять именно российский стриминговый сервис, несмотря на все реалии нашей страны, морально закрепощённой и плотно держащейся за традиционные семейные ценности и православные догмы.

Новый оригинальный сериал платформы Start «Контейнер» повествует о суррогатной матери по имени Саша (Оксана Акиньшина), которая вынашивает ребёнка для богатой, но бесплодной пары. По контракту Саша не должна с ними контактировать ни в коем образе, однако заказчики, замминистра Вадим (Филипп Янковский) и его жена Марина (Мария Фомина), сами выходят на связь с Сашей. Они предлагают ей переехать из своей скромной панельки в их роскошные загородные хоромы, где девушке предоставят всё, о чём та пожелает. Параллельно этим событиям в Москву приезжает загадочный Игорь (Артём Быстров), материализуясь как страшный призрак прошлого Саши, от которого героиня столько лет пыталась скрыться и забыться.

Видеосервису Start нужно отдать должное: в своих оригинальных проектах он не чурается освещения деликатных, сложных вопросов касаемо человеческой натуры – в «Надежде» и «Хорошем человеке» поднимались темы травмы и места женщины в мире мужчин. В «257 причинах, чтобы жить» с иронией и чёрным юмором затронута тема суицида. А в «Медиаторе» объектом исследования стали психические отклонения человека, так же как и все его пороки. Суррогатность как психологическое явление в полной мере проявилось в лучшем на данный момент проекте сервиса – в «Вампирах средней полосы», где тема замещения семьи и процессы трансформации института семьи были показаны столь же тонко, как и у Пола Томаса Андресона в «Ночах в стиле буги».

Однако «Контейнер» — это не просто серьёзный и основательный заход на территорию социального кино. У платформы в который раз проявляется нескрываемая любовь к жанровым историям – будь то триллер о серийном убийце, притча о таксисте и неупокоенных душах, фэнтези о вампирах в Смоленске. Не всегда удаётся выдержать правильный баланс между жанровым и социально важным, но «Контейнер» по первым эпизодам бесшовно сшивает драму о суррогатном материнстве с самым настоящим триллером о медленно настигающей угрозе. Такой угрозой становится персонаж Артёма Быстрова – загадочный и пугающий, но напоминающий одновременно Теда Банди и Антона Чигура из «Старикам здесь не место».

Амбивалентность натуры Игоря и харизматичная подача Быстрова – одна из сильных сторон сериала, по ходу развития сюжета его персонаж меняет шкуры столь контрастно, что за одну только первую серию зрительское отношение к нему может смениться от симпатии до раздражения и даже тревоги. С его человечным и простым, исконно русским лицом, прекрасно вписавшимся в реалии «Дурака» Быкова, внешность актёра прекрасно вступает в химию с непредсказуемостью его персонажа, постоянно обманывая зрительские ожидания.

Тем не мене Быстров всё же не единственная звезда сериала. Оксана Акиньшина, которая и пришельцам отпор может дать, и «Чернобыль» на себе вытащить, в «Контейнере», кажется, нашла свою главную роль в карьере. Пока мы видели только два первых эпизода, но уже по ним можно сказать, что актриса на пике своей игры. Кроме того, сценарий предлагает достаточно пространства для манёвра практически всем введённым персонажам – и у Янковского с Фоминой, и Юлии Ауг с Машей Лобановой чувствуется пока ещё не раскрытый сценарный потенциал, припасённый на будущее. Хотя нужно признать, Саша и Игорь – уже два достаточно сложных и цепляющих характера по меркам российской сериальной продукции.

Для Максима Свешникова «Контейнер» определённо шаг вперёд – к режиссуре претензий никаких. Приглушённая цветовая гамма, энергичный ритм повествования, напряжённый электронный саундтрек создают впечатление продукта мирового класса, который за счёт своей тематической смелости запросто сможет стать хитом западных стриминговых сервисов. До конца сезона ещё целых шесть эпизодов, но уже видно, что в линейке Start только что вырисовался новый флагман.

Источник: znamenitka.ru