Рецензия: «История русской поп-музыки. Новогодняя»

2022, Lenta.ru

Цикл Ленты.ру «История русской попсы» закончился 2009 годом, после чего автор и ведущий Олег Кармунин пообещал, что сериал не будет продолжен, ибо музыка десятых годов XXI века этого не заслуживает. Зрители до сих пор уговаривают его изменить своё мнение и таки заняться «сиквелом»… ну, или снять историю ещё чего-нибудь, например, русской рок-музыки. На эти предложения создатели цикла пока ничего не отвечают — зато в первые дни 2022 года они без предупреждения опубликовали спецвыпуск, посвящённый традициям новогоднего музыкального телевидения. Возможно, это означает, что будут и другие возвращения к полюбившемуся формату — если не в виде сериалов, то в виде таких тематических эпизодов.

Новогодние документальные программы в первую очередь не должны зрителя «грузить» — и этому правилу авторы новогоднего выпуска следуют неукоснительно. Хронометраж эпизода не достигает и получаса, но за это время Кармунин успевает затронуть несколько основных вех русского новогоднего телевидения — от «Голубого огонька» и «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады» до «Старых песен о главном» и «Ciao 2020». Естественно, получается немного «галопом по Европам»: каждая из этих вех заслуживает собственного документального сериала с дотошным титрованием каждой пляшущей на архивных кадрах фигуры — но это шло бы вразрез с идеей сделать динамичный развлекательный выпуск.

Сюжет об истоках «Голубого огонька» изобилует раритетными фрагментами первых выпусков, в которых большинство зрителей просто не успеет узнать никого из персонажей (кроме Эдиты Пьехи и Игоря Кириллова). Кстати, специально для молодёжной аудитории ведущий объясняет, почему огонёк — именно голубой, ведь подросло поколение, которое не помнит чёрно-белых телевизоров. Из ретро-атмосферы Шаболовки, 37 «Новогодняя история попсы» внезапно перескакивает на постмодернистские «Неголубые огоньки», в которых рокеры пели поп-песни, что повысило рейтинг канала «Рен-ТВ», где происходило это безобразие, до небывалых высот.

После сюжета об отчаянной попытке обновления вечных новогодних форматов Кармунин опять возвращается к корням — «Мелодиям и ритмам зарубежной эстрады». Эту программу показывали на Пасху, чтобы молодёжь не ходила на крестный ход, и на Новый год — глубокой ночью. Тем не менее многие старались не заснуть, чтобы урвать (а некоторые даже на магнитофоны записывали) небольшой кусочек мировой поп-культуры. Англоязычных звёзд там давали редко, зато было много певцов стран социалистического содружества, а также Джо Дассена и итальянцев. Тут авторы цикла перебрасывают логичный мостик к итальянским шоу Ивана Урганта, демонстрируют фрагменты исходных итальянских программ 80-х и приходят к выводу, что «Ciao 2020», «Ciao 2021» и т.д. теперь с нами надолго.

Затем программа опять делает кульбит в прошлое, вспоминая «Рождественские встречи Аллы Пугачёвой», которые в принципе не имели прямого отношения к новогоднему телеэфиру, и, естественно, «Старые песни о главном»: их и так не успели забыть, так что сильно углубляться в эту тему смысла не было. Заканчивается всё почему-то Веркой Сердючкой и новогодними мюзиклами, в которых поп-звёзды разыгрывали известные сказочные и литературные сюжеты. У меня возникло ощущение, что главка про Андрея Данилко попала в новогодний выпуск по ошибке, просто из желания авторов высказаться о феномене Сердючки. Так лучше снять отдельный эпизод, чем напоминать зрителю об одноразовых телемюзиклах с глупыми текстами и ужасающей актёрской игрой звёзд.

Алексей Мажаев, InterMedia

Источник: znamenitka.ru