Средства заполнения казны русские власти наскребают в период коронакризиса, что именуется, по сусекам, и не только лишь снутри страны. Процесс деофшоризации уже запущен, но на данный момент деяния по возврату из-за рубежа нелегально выведенных из страны средств активируются. 23 сентября в режиме видеоконференции прошло заседание междуведомственной рабочей группы по противодействию нелегальным денежным операциям под председательством главы Администрации президента Антона Вайно. Как говорится в сообщении на веб-сайте Кремля, на нем был согласован комплекс доп мер по организации возврата из-за рубежа активов, приобретенных при совершении злодеяний на местности РФ. В их основание легли информация и аналитические материалы, приобретенные от Генпрокуратуры, Минюста, МВД, Агентства по страхованию вкладов, Росфинмониторинга и МИДа.
В поле зрения участников видеоконференции были и вопросцы противодействия нелегальным денежным операциям с внедрением криптовалют и остальных виртуальных активов. По итогам заседания были даны поручения приготовить предложения по изменению отдельных норм законодательства РФ, также по организации междуведомственного взаимодействия и информационного обмена.
Возврат из-за рубежа активов, приобретенных в итоге совершения злодеяний, может выступать доп резервом для финансирования недостатка бюджета, который в этом году составит 4,4% ВВП, отмечает ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин. По его словам, разумеется, что этот канал вместе с пересмотром политики в отношении офшоров — наиболее приемлемый для экономики вариант, чем увеличение налогов и резкое наращивание заимствований. Так, в 2019 году Группа разработки денежных мер по борьбе с отмыванием средств (FATF) указала на недостаточные усилия Рф по возврату нелегально выведенного за предел имущества. Агентство Bloomberg подсчитало, что за 25 лет стоимость активов, выведенных из Рф, может достигать астрономических $750 миллиардов, что эквивалентно половине ВВП страны.
Согласно же крайнему отчету Росфинмониторинга, объемы таковых денежных операций в 2017 году сократились практически в 20 раз по сопоставлению с оценкой 2014 года до 77 миллиардов руб. Следственный комитет в качестве предпосылки таковой статистики сослался на отказ властей остальных государств в аресте счетов по формальным основаниям. Заседание у президента как раз было посвящено устранению недочетов законодательства, улучшение информационного обмена и междуведомственного взаимодействия.
Раздельно представители силовых органов могли затронуть ситуацию со статусом криптовалют, считает Уткин. В стране принят законопроект «О цифровых денежных активах», который вступит в силу с 1 января 2021 года, но до сего времени пока нет консенсуса в отношении буковкы и духа закона о цифровой валюте. Развитие криптовалютной промышленности, в том числе в области совершенствования способностей мониторинга осуществляемых транзакций и передачи регулятором инфы о подозрительной активности, в не далеком будущем может войти в список инструментов Росфинмониторинга. Не исключено, что с устранением сегодняшних ограничений, в дальнейшем для госказны возврат нелегально приобретенных доходов и укрытых с помощью криптовалюты, войдет в обыденную практику, как это уже происходит, например, в США.
Ворачиваясь к закрытию способностей для вывода капитала через дивиденды, юрист отмечает, что от Кипра, более пользующейся популярностью юрисдикции посреди русского бизнеса, Минфин планирует получать в бюджет 130—150 миллиардов руб. в год. Такие числа привел замминистра денег Алексей Сазанов. На подобные конфигурации соглашений о избежании двойного налогообложения уже отважились Мальта и Люксембург. Нидерланды находятся в процессе исследования. В дальнейшем надлежащие извещения могут быть ориентированы властям Швейцарии и Гонконга.
Пересмотр соглашений, естественно, не сделал ведение бизнеса через офшоры неосуществимым, но, во-1-х, новейшие условия прибыльнее для русского бюджета, а во-2-х, возрастет конкурентоспособность русских внутренних «офшоров», считает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Это, уверен юрист, непременно будет содействовать репатриации капитала. Что касается борьбы с выводом средств, приобретенных криминальным методом, то тут, на его взор, нужно развитие сотрудничества конкретно на международном уровне.
Принципиально осознавать, показывает Дмитрий Горбунов, что каким бы совершенным ни было русское антиотмывочное законодательство — а 115-ФЗ является без преувеличений одним из самых современных и проработанных законов в мире — за пределами Рф оно не действует. Соответственно, найти, а уж тем наиболее возвратить нелегально приобретенные и выведенные за предел средства, можно лишь с помощью судебной системы и правоохранительных органов остальных государств. Непременно, в сложившихся геополитических критериях и при установленном санкционном режиме это тяжело, но таковая работа обязана проводиться.
Взаимодействие с зарубежной юрисдикцией, в которую были выведены активы является главным фактором, соглашается юрист, партнер BMS Law Firm Денис Фролов. В Рф могут приниматься любые меры по возврату выведенных средств, но, если иная страна не окажет содействия, то все эти меры будут декларативными. Возвратить активы получится, лишь если русские власти условятся с зарубежными государствами.
При всем этом есть обоснованные сомнения в том, что в свете крайних политических событий остальные страны будут интенсивно способствовать в этом вопросце Рф, считает юрист. Дело в том, что восприятие злодеяний со стороны русских правоохранительных и судебных органов несколько различается от аналогичного восприятия в зарубежных юрисдикциях. Принципиально направить внимание на один тренд: все пробы русских властей экстрадировать лиц, покинувших РФ из-за вероятного уголовного преследования за экономические злодеяния, ни к чему не привели. Остальные страны не отдают таковых лиц Рф, но активы могут быть взысканы в порядке штатского судопроизводства, если будет подтверждено, что они получены криминальным методом.
Такие активы будут ворачиваться в пользу страны, но, если вред злодеянием причинен личному лицу, то может быть возмещение и в его пользу, уверен Денис Фролов.
Возврат нелегально выведенных средств — это планомерно проводимая политика страны, и навряд ли можно гласить о некий индивидуальности реального периода, замечает юрист.
Тем наиболее нереально гласить о действенности согласованного на заседании рабочей группы комплексе мер, пока о их нет определенной инфы, гласит партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
Да, пока это лишь заявление, соглашается партнер юридической компании «Генезис» Василий Сосновский. Но Конвенции ООН против коррупции от 2003 года, ведает юрист, прописана возможность внедрения уголовных санкций, ареста активов и заморозки счетов с целью следующей конфискации. Конфискация быть может штатская, в рамках уголовного преследования, и раздельно выделен смешанный метод гражданско-уголовной конфискации. В уголовном процессе труднее обосновать нелегальность происхождения актива, в особенности если этот актив преобразован либо находится в иной стране. Например, в Англии конфискация активов вероятна как в уголовном судопроизводстве, так и в штатском. Местный закон «О денежных грехах» предугадывает механизм заморозки необъясненных доходов Unexplained Wealth Order, по которому могут арестовываться подозрительные активы.
В Швейцарии действует закон «О возврате неправомерно присвоенных состояний с внедрением политического воздействия». В согласовании с сиим законом, государством, из которой были похищены активы, обязана быть подана просьба о возврате средств с приложением расчета, показывающего, что должностное лицо не могло заработать таковых сумм добросовестным методом. Обладатель активов в свою очередь должен показать, что вся сумма получена легитимно. На проведение суда министерству юстиции Швейцарии отводится до 10 лет. Штатская конфискация дозволяет обеспечить возврат активов государству без возбуждения уголовного дела, вынесения обвинительного приговора либо доказательств совершения злодеяния, доходом от которого являются активы.
В Рф, продолжает Василий Сосновский, уголовная конфискация (гл. 15.1 ст. 104.1–104.3 УК РФ) применяется лишь при условии доказанной связи активов, подлежащих конфискации, с совершенным злодеянием. Также может быть применение штатской конфискации. Прокурор, при наличии материалов, свидетельствующих о несоответствии доходов и расходов бюрократа, может подать в трибунал заявление о воззвании имущества и активов госслужащего в собственность страны, если не будет предоставлено доказательств того, что все было получено легитимным методом.
Что касается роли Рф в интернациональной кооперации по возврату активов, нажитых криминальным методом, то в марте 2016 года в Генпрокуратуре была сотворена рабочая группа по вопросцам возврата из-за рубежа таковых активов. Конкретно Генпрокуратура стала уполномоченным органом по данному вопросцу. Механизм был апробирован в летнюю пору 2017 года в деле поиска активов ВЭБа.
Он считает, что власти продолжат вектор по деофшоризации экономики, одним из важных шагов которого, на его взор, сделалось изменение соглашения с Кипром.
Источник: