Всероссийская ассоциация рыбопромышленников выступила против обновленной редакции законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный Минприроды. Новые обязательные требования в сфере экологии для рыбодобывающих предприятий затрагивают не только Камчатский край, где более 800 организаций задействованы в добыче и переработке рыбы. Камчатские рыбаки добывают до 1,5 млн тонн рыбы, что составляет 30% от национального вылова. Под угрозой срыва из-за нововведений может оказаться самая масштабная на Дальнем Востоке Охотоморская минтаевая путина, что приведёт к недоосвоению водных биоресурсов на сумму не менее 44,34 млрд рублей. На фоне беспрецедентных экономических санкций все дальневосточные регионы ощутят на себе последствия от нововведений. Только на Камчатке рыбная отрасль формирует до трети валового внутреннего продукта.
По результатам публичных консультаций обновленной редакции законопроекта «Об экологической экспертизе», проводимые Минэкономразвития в период с 15 по 20 апреля, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев направил консолидированную позицию объединения в Минэкономразвития для учета при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия. Также позиция Ассоциации направлена в РСПП и «ОПОРУ РОССИИ», сообщает ИА «Кам24» со ссылкой на пресс-службу ВАРПЭ.
Прежде всего указывается на необходимость четкой формулировки по распространению государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) в части рыболовства только на материалы, обосновывающие общий допустимый улов и его изменение, что, по мнению экспертов ведущего отраслевого объединения, позволит исключить практику привлечения рыбодобывающих предприятий к ответственности за отсутствие заключения ГЭЭ.
Серьезные опасения экспертов вызывает и предусмотренное законопроектом новое требование проводить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), которое распространится на все виды рыболовства – от промышленного до любительского и традиционного – и затронет все осваиваемые виды водных биоресурсов как в рамках ОДУ, так и в рамках рекомендуемого объем добычи. В первую очередь это может сказаться на ходе одной из важнейших не только для камчатских рыбаков Охотоморской минтаевой путине.
Как подчеркнул руководитель ВАРПЭ Герман Зверев, широта трактовки проектируемого требования несет риск того, что предприятия до выхода на промысел должны будут проводить процедуру ОВОС по каждому полученному разрешению на вылов. Каждая процедура ОВОС займет не менее 2 месяцев, так как в соответствии с требованиями к материалам оценки воздействия на окружающую среду, необходимо провести исследование, подготовить предварительные материалы и провести их общественные обсуждения с уведомлением органов власти, затем следует доработка материалов по итогам поступивших замечаний и их утверждение.
Президент ВАРПЭ напомнил, что в 2021 году Росрыболовство выдало 29 786 разрешений и внесло 34 561 изменений в выданные разрешения, на основании которых было освоено свыше 4,4 млн тонн водных биоресурсов в национальных водах. Таким образом, законопроект не позволит предприятиям вовремя выйти на промысел, что в период Охотоморской минтаевой путины приведёт к недоосвоению водных биоресурсов на сумму не менее 44,34 млрд рублей. По словам Германа Зверева, «чистые потери предприятий от недовылова водных биоресурсов без учета стандартных издержек выполнения требования по проведению ОВОС составят не менее 44,34 млрд рублей».
Кроме того, обновленная редакция законопроекта не предоставляет шанса для раскрытия всего потенциала отечественной марикультуры, не говоря уже об ускоренном развитии в текущей экономической ситуации в стране. Из 2 млн гектаров пригодной для марикультуры акватории Дальнего Востока сейчас задействовано чуть более 63 тысяч гектаров.
По словам главы ВАРПЭ, ключевым административным барьером – необоснованным и высокозатратным – для развития марикультуры в России является требование для марикультурных предприятий проводить ГЭЭ деятельности для каждого рыбоводного участка. В зависимости от количества привлеченных экспертов к подготовке заключения ГЭЭ стоимость этой услуги составляет 250 тыс. — 450 тыс. руб. за один рыбоводный участок. С учетом затрат на подготовку необходимой документации стоимость ГЭЭ для предприятий марикультуры — 1,5 млн — 2 млн руб. на один рыбоводный участок.
Отметим, что ВАРПЭ ведет последовательную работу по дерегулированию сферы государственной экологической экспертизы. Как ранее сообщало ИА «Кам24», антикризисный план первоочередных мер поддержки Ассоциации содержал предложения о необходимости отмены требования для рыбодобывающих предприятий проводить госэкоэкспертизу (ГЭЭ) документации, обосновывающей хозяйственную деятельность при промысле водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов, и в отношении пастбищной аквакультуры.
Эти инициативы были поддержаны рабочей группы в сфере рыболовства при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти, а также Минсельхозом и Росрыболовством. В марте в ходе совещания с участием отраслевого сообщества заместитель председателя правительства — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поддержал необходимость исключения требований проведения государственной экологической экспертизы для предприятий аквакультуры и марикультуры. Как рассказали ИА «Кам24» в пресс-службе ВАРПЭ, 27 апреля Аппарат Правительства РФ направил в Минприроды предложения Ассоциации об отмене ГЭЭ для аквакультуры с просьбой рассмотреть их с учетом поручений Юрия Трутнева.
Источник: