Консолидированная позиция отраслевого сообщества о переходе ко второму этапу инвестиционных квот не ранее 2026 года, которую отстаивает Всероссийская ассоциация рыбопромышленников, подтверждена информацией руководства АО «Объединённая судостроительная корпорация» и входящих в неё верфей. 2 февраля глава Росрыболовства Илья Шестаков провел совещание, на котором обсуждался вопрос производственных мощностей ОСК для строительства судов рыбопромыслового флота в рамках второго этапа предоставления инвестиционных квот.
Участвовавшие в совещание представители вервей выразили желание принять участие во второй волне инвестиционных квот, отметив, что конкретные возможности производственных мощностей должна определить ОСК. По самым оптимистичным прогнозам ОСК, верфи, входящие в корпорацию, смогут приступить к реализации новых проектов не ранее 2024 года. Сроки строительства при этом необходимо увеличить с пяти до семи лет.
По оценкам главы ОСК Алексея Рахманова, строительство краболовов на верфях «ОСК» займет полтора-два года, среднетоннажных судов – 3 года, крупнотоннажных судов – более 5 лет. Он подчеркнул, что срок строительства судов по новым проектам увеличивается минимум на 12–15 месяцев по сравнению с серийными судами. «Возможности корпорации по строительству крупнотоннажных судов в рамках второго этапа с учетом опыта первого этапа и загруженности стапельных мест ограничиваются 8–10 единицами», – резюмировал Алексей Рахманов.
О ходе строительства десяти больших супертраулеров длиной 108 метров доложил представитель «Адмиралтейских верфей», где на сегодняшний день только первый траулер прошел ходовые испытания с отставанием на 9,5 месяцев. По словам заместителя директора АО «Адмиралтейские верфи» Сергея Юрчука, в этом году будет сдан минимум еще один траулер. Строительство всей серии планируется завершить до конца 2025 года.
Представители ПАО СЗ «Северная Верфь» высказали готовность участвовать во второй волне инвестиционных квот с 2026-2027 года. Представители «Невского ССЗ» сообщили об освобождение производственных мощностей не ранее второй половины 2024 года. Также на конец 2024 года рассчитана сдача траулера ПСЗ «Янтарь», строящегося по заказу камчатского предприятия «Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина». При этом калининградские корабелы выразили желание участвовать во втором этапе после 2025 года.
Напомним, что ВАРПЭ предлагает начать реализацию нового этапа программы не ранее 2026 года. Позиция всероссийского объединения в ходе совещания была поддержана исполнительным директором Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергеем Несветовым, председателем правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентином Балашовым.
Отметим, что экспертная оценка ВАРПЭ в части социально-экономических эффектов береговой рыбопереработки на втором этапе инвестиционных квот легла в основу выступления помощника заместителя председателя правительства, полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева Магомеда Гехаева.
«На создание одного рабочего места на судне уходит 174 тонн сырца минтая, а на берегу – 43 тонны. При равном объеме ресурса на берегу создается 500 рабочих мест со средним фондом оплаты труда 50 млн рублей в месяц, на судне – 120 рабочих мест с фондом оплаты труда, не превышающем 20 млн рублей. Берег – это круглогодичный промысел, судно – исключительно сезонный. Соответственно на берегу создаются круглогодичные рабочие места. Береговая эффективность с точки зрения налогов превышает судовую на 20 процентов. Перечень возможных для переработки видов водных биоресурсов на берег значительно шире», – заявил Магомед Гехаев.
От редакции напомним, что в рамках первого этапа инвестиционных квот с предприятиями Камчатки заключено 28 договоров. Объем инвестиций рыбаков превысил 60 миллиардов рублей. Из 8 рыбоперерабатывающих заводов, строящихся в регионе в рамках программы, введено в эксплуатацию шесть, из 20 судов – три. Как ранее сообщало Правительстве края, реализация этих инвестиционных проектов позволила дополнительно создать на Камчатке свыше 2300 рабочих мест, из них 1635 — рабочие места на заводах, 678 — на судах.
Источник: