ВАРПЭ представила анализ пояснительной записки законопроекта об инвестквотах

В пояснительной записке к законопроекту о втором этапе инвестиционных квот отсутствует комплексная оценка социально-экономических последствий предлагаемой системы регулирования, отмечается в заключении Всероссийской ассоциации рыбопромышленников на сайте объединения. Также эксперты обращают внимание на противоречивые данные в пояснительной записке об инвестициях в отрасль и обновление производственных фондов.

«Законопроект затрагивает интересы всех без исключения пользователей квот, но пояснительная записка содержит экономические оценки только для участников инвестиционных проектов, составляющих меньшинство предприятий. Для большинства предприятий, которое не участвует в инвестиционных проектах, и теряют от 40% до 100% квот (в зависимости от объекта промысла) никаких экономических оценок не сделано», – говорится в заключении ВАРПЭ.  

Согласно пояснительной записки, малые и средние предприятия (МСП) составляют более 50% численности рыбодобывающих компаний. По оценке экспертов ВАРПЭ, с учетом расположенности рыбодобывающих регионов на удаленных морских окраинах России, требующих роста численности жителей для обеспечения стратегических интересов России, а также значимости МСП как источника рабочих мест, гарантиям продолжения их деятельности в пояснительной записке должно быть уделено особое внимание. Однако в законопроекте таковых нет. Более того, законопроект утверждает отказ гарантировать правовую защиту МСП.

Отметим, что обновление производственных фондов частных предприятий путем законодательного перераспределения доступа к производственным ресурсам декларируется разработчиком в качестве главной цели данного законопроекта.

Разработчик приводит данные о том, что с 2000 года количество рыбопромысловых судов сократилось на 45%, флот практически не обновлялся. В свою очередь, это противоречит «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года», где указано, что за период с 2000 по 2018 год состав российских судов рыбопромыслового флота в количественном отношении сократился на 25%. При этом в период с 2018 по 2021 годы количество морских рыболовных судов, регистрируемых РМРС (Российский морской регистр судоходства), выросло с 818 до 825 судов. Следовательно, за период с 2000 по 2020 годы количество рыбопромысловых судов сократилось не на 45%, а менее чем на 25%.

В пояснительной записке утверждается, что «механизм инвестиционных квот положил начало и придал существенный импульс привлечению инвестиций в рыбную отрасль. Чтобы убедиться в этом, достаточно привести несколько официальных данных. Инвестиции в 2019 году выросли по отношению к 2018 году более чем на 22,4% и составили 45 млрд. руб. В 2020 год рост инвестиций составил уже 51,3% и достиг 68,1 млрд. руб. Стоит    также    отметить, что    с    начала    реализации    механизма инвестиционных   квот   налоги, по виду   экономической   деятельности «рыболовство и рыбоводство», выросли более чем в 2 раза. Цифры говорят сами за себя, и подтверждают правильность выбранного пути развития отрасли».

Однако данное утверждение в корне противоречит данным Росстата. Инвестиции в 2019 году составили не 45 млрд руб., а 27 млрд руб. и выросли по отношению к 2018 году на 13,3%, а не на 22,4%. В 2020 году инвестиции составили 45 млрд руб., а не 68,1 млрд руб.

Расчеты ВАРПЭ показывают, что издержки предприятий для исполнения требований, содержащихся в законопроекте составят не менее 471 млрд руб. С учетом указанных в финансово-экономическом обосновании суммарных экономических потерь в размере 527 млрд рублей, совокупные потери для отрасли составят 998 млрд рублей, что в 3,2 раза превышает объем инвестиций.

 

С полным текстом заключения можно ознакомиться по ССЫЛКЕ.

Источник: kam24.ru