Минэк РФ вынес отрицательное заключение на законопроект о втором этапе инвестквот

Как стало известно ИА «КАМ24», 15 марта Минэкономразвития России утвердило заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона о втором этапе инвестиционных квот, подготовленный Минсельхозом России. В ведомстве указали на отсутствие должного обоснования проблемы, несоответствие проекта закону об обязательных требованиях, социально-экономические риски для рыбной отрасли и потери доходов для бюджетов разных уровней. В заключении приведено 9 существенных замечаний, а также риски, возникающие вследствие принятия законопроекта.

Целью рассмотрения проектов НПА Минэкономразвития России является определение трех ключевых параметров: обоснованность проблемы, на которую направлено регулирование; возникновение дополнительных расходов бюджета различных уровней; возникновение необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заключения, законопроект о втором этапе инвестиционных квот получил от министерства «неуд» по всем имеющимся параметрам. В своем заключении Минэкономразвития указало на отсутствие должного обоснования проблемы, не соответствие проекта закона об обязательных требованиях, социально-экономические риски для рыбной отрасли и потери доходов для бюджетов разных уровней.

Отметим, что с 7 по 14 февраля Минэкономразвития организовало публичные консультации по данному законопроекту, активное участие в которых принимала Всероссийская ассоциация рыбопромышленников. Крупнейшее отраслевое объединение, отстаивающее консолидированную позицию рыбацкого сообщества, предоставила расчетные данные по затратам исполнения требований законопроекта. Прогноз издержек ВАРПЭ был учтен Минэком.

В Минэкономразвития пришли к выводу, что преимущества при участии в аукционе получат компании, которые имеют в данные момент лучшее финансовое состояние, в том числе доступ к заемным средствам

«Такой подход может привести к лишению части предприятий возможности осуществления данного вида деятельности, ухода с рынка и банкротству», — говорится в заключении. Указанный риск требует оценки, считают в министерстве. По мнению Минэкономразвития, разработчиком не рассмотрены альтернативные способы стимулирования переработки и увеличения производства водных биоресурсов.

Заявленная потребность в еще большей загрузке отечественных верфей приведет к большей ресурсной нагрузке на предприятия в текущем периоде – как заказчиков, так и исполнителей строительства инвестиционных объектов, что требует более четкого планирования и сопоставления с фактическими возможностями задействованных отраслей промышленности. С учетом изложенного сроки введения регулирования требуют дополнительного обоснования, считает министерство.

Как ранее сообщало ИА «КАМ24», консолидированная позиция отраслевого сообщества о переходе ко второму этапу инвестиционных квот не ранее 2026 года, которую отстаивает ВАРПЭ, подтверждена информацией АО «ОСК» и входящих в нее верфей на совещании под руководтсвом руководителя Росрыболовства 2 февраля. ВАРПЭ призывает дождаться завершения первого этапа, когда флот в рамках первого этапа  будет построен, когда он выйдет на промысел, посмотреть, как он работает, какую он производит продукцию, с какой промысловой эффективностью, производственной эффективностью.

В заключении Минэка РФ отмечается, что аукционы второго этапа, учитывая опыт первого, «могут стать инструментом допуска одних и тех же крупных участников первого этапа без возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства на рынок рыбной продукции».

На примере «крабовых аукционов» доказано, что вместо запланированного регулятором увеличения конкуренции на рынке добычи краба произошла концентрация. «В особенности указанный фактор необходимо учитывать при принятии решения о доле распределения инвестиционных квот по моллюскам, учитывая, что в настоящее время вся квота распределена по историческому принципу», — говорится в документе.

В заключении указано на недостаточную проработку способа расчета долей распределяемых квот и наличие ошибок в предложенном способе, а также на неопределенности, возникающие при трактовке положений, касающихся выделения квот на добычу моллюсков через аукционный принцип. По мнению Минэкономразвития, предложенный законопроектом договор о закреплении квот добычи (вылова) моллюсков и прочих водных беспозвоночных «имеет неоднозначную юридическую природу, что не соответствует принципу определенности, закрепленному в статье 7 Федерального закона № 247-ФЗ». 

Замечания ведомства возникли и к срокам реализации второго этапа инвестиционных квот в части аукционов на крабов и моллюсков. «Между тем новое регулирование требует достаточного переходного периода как для возможности адаптации хозяйствующих субъектов к новому регулированию, так и для подготовки и принятия нормативных правовых актов, отсылочные нормы на которые предусмотрены проектом акта», — говорится в заключении.

Напомним, что ранее Всероссийская ассоциация рыбопромышленников, Российский союз промышленников и предпринимателей и «ОПОРА РОССИИ» выступили за введение моратория на внесение изменений в главный отраслевой закон, а также предложили признать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» утратившим свою актуальность.

 

Как ранее сообщало ИА «КАМ24» со ссылкой на информацию «Ведомостей»,  в конце декабря 2021 года федеральные органы исполнительной власти, которым был направлен подготовленный Минсельхозом законопроект, определяющий основные параметры второго этапа программы инвестиционных квот, дали отрицательные отзывы.

Источник: kam24.ru