Речь шла о законопроекте «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».
Вот какую позицию высказал президент ВАРПЭ:
2Поддерживаем предложения Росрыболовства о распределении инвестиционных квот на минтай и сельдь пополам: 10% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне — береговая переработка, 10% ОДУ — строительство рыбопромыслового флота. Идея крупных перерабатывающих комплексов, увязанных со схемами пространственного развития региона, схемой размещения производительных сил в регионах, эта идея правильная. Водные биоресурсы — это слишком редкий природный ресурс, чтобы использовать такой принцип, как в Китае во время «Большого скачка»: домна в каждом дворе. Нужно делать ставку на крупные производственные комплексы.
Реализация второго этапа инвестиционных квот применительно к строительству рыбопромыслового флота должна исходить из того, чего мы хотим добиться. Не инвестиции ради инвестиций. Мы же хотим другого. Мы хотим технологически перевооружить отрасль, мы хотим увеличить объем производства продукции глубокой переработки, хотим социально-экономического развития регионов. И вот здесь надо на эффекты, которые дает строительство флота, посмотреть повнимательней. Учесть опыт Советского Союза. В Советском Союзе с 1970 по 1990 год количество крупнотоннажного флота выросло с 529 единиц до 809 — в полтора раза. При этом капиталовооруженность на промысловом флоте увеличилась с 25 649 рублей до 56745 рублей на одного занятого. Но при этом в структуре выпуска продукции 73% составляла просто мороженая рыба — как в 1970 году, так и в 1985 году. Поэтому было бы правильно, чтобы пользователи инвестквот предоставили отчеты — они обязаны это делать ежегодно — отчёты о том, что же они производят. При этом надо внимательно посмотреть на то, как будет работать новый флот.
В СССР в 1969–1972 годах вышли на промысел БМРТ типа «Алтай»: ловили много, но морозильные ёмкости оказались недостаточными. Мурманский траловый флот постарался быстро от них избавиться. Чуть позже при эксплуатации БМРТ типа «Иван Бочков» также выявились конструктивные недостатки рыбцехов. А почему мы уверены, что построенные по инвестквотам корабли будут суперовами? Пока непонятно, как станут работать новые корабли, какую продукцию будут выпускать. Филе? Или будут продолжать производить мороженую рыбу?
Мы считаем, надо дождаться, когда флот будет построен, когда он выйдет на промысел, посмотреть, как он работает, какую он производит продукцию, с какой промысловой эффективностью, производственной эффективностью. Поэтому наше предложение по второму этапу — внести изменения в законопроект, начать с 1 января 2026 года второй этап инвестквот по минтаю и сельди.
Крабовые аукционы. В этом году юбилей Михаила Булгакова. В одном из его романов есть фраза про «осетрину второй свежести». У нас получается, «инвесторы первой свежести» — это те, которым предлагают «донасыпать» ресурсы. А есть инвесторы второй свежести — это инвесторы крабовых аукционов 2019 года: им не только не помогают, у них и вторую половину хотят забрать. На чем это основано? Отчасти это основано на краткосрочной конъюнктуре рынка. Высокая цена на краба сейчас? Классический финансовый пузырь в сфере международной торговли рыбопродукции. 18 лет назад такая же была история с икрой минтая. Цена на неё взлетела выше 12 долларов за килограмм. И что? Делать ставку на краткосрочной конъюнктурной основе неправильно. Неправильно и с точки зрения возможного состояния водных биоресурсов. Предлагают еще 35 краболовов построить вдобавок к тем, что уже работают и уже строятся. Проходили такую историю. В 60-е годы каждое десятое построенное в Советском Союзе крупнотоннажное судно предназначалось для промысла китов. И что? В конце 70-х всю эту армаду судов вывели с промысла. Мы уверены в том, что запасы крабов останутся на нынешнем уровне и не снизятся в течение пятнадцати лет? Нет, не уверены. Зачем же тогда строить технократическую антиутопию? Поэтому считаем, что по крабовым аукционам вообще надо ставить отлагательную норму — с 1 января 2033 года.
И что касается моллюсков, то с даже формальной точки зрения — мы указали на это в своем отзыве на сайте regulation.gov.ru — в поручениях заместителей председателя правительства, во исполнение которых подготовлен законопроект, нет таких поручений. Мы считаем, что нет оснований ни нормативно-правовых, ни экономических для проведения аукционов на эти объекты. Вот в целом позиция такая: поддержка пропорции, поддержка полная берега, идеология берега. Поддержка по инвестквотам по судам, но с предложением январь 2026 года. И несогласие по крабовым аукционам и по аукционам по моллюскам.2
Позиция Совета ВАРПЭ по законопроекту о втором этапе инвестиционных квот, высказанная главой крупнейшего объединения рыбаков России Германом Зверевым, на прошедшем совещании опубликована в открытом доступе на сайте ассоциации.
Источник: