Рецензия: Сергей, Татьяна и Александр Никитины — «Как хорошо мы плохо жили. Песни на стихи Бориса Рыжего»

2022, Chesapeake

Сергей и Татьяна Никитины — это не только «Александра», «Если у вас нету тёти» и «Резиновый ёжик». Вопреки канонам бардовской песни, Сергей Никитин сочиняет музыку, но не стихи — поэтому супружеский дуэт (теперь и с примкнувшим к ним взрослым сыном) исполняет песни на тексты разных поэтов. Это добавляет репертуару разнообразия и помогает открыть для публике какие-то новые имена. В случае с Борисом Рыжим открытие окажется запоздалым, но не напрасным: познакомиться с его творчеством полезно всем.

Рыжий покончил с собой в 2001 году в 26-летнем возрасте. Он успел написать почти полторы тысячи стихотворений, из которых опубликовано было более трёхсот. (В пластинку Никитиных вошло 17 песен на его стихи.) По утверждению Евгения Рейна, «Борис Рыжий был самым талантливым поэтом своего поколения». Родился в Челябинске, большую часть жизни провёл в Екатеринбурге, закончил Уральскую горную академию, поработал младшим научным сотрудником Института геофизики Уральского отделения РАН и литсотрудником журнала «Урал». В его поэтической манере причудливо совмещались русская классическая поэзия, эксперименты обэриутов и приземлённая «бытовуха». Все эти влияния так или иначе нашли своё отражение в сборнике Никитиных, которые при отборе очень постарались сделать альбом максимально разноплановым. Поэтому послушать его будет любопытно тем, кто уверен, что бардовская эстетика ограничена романтичными посиделками под «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Большинство песен названы по первым строчкам их текстов — Борис Рыжий не очень утруждал себя придумыванием заголовков. Так даже интереснее: первые же слова многих композиций создают интригу и желание узнать, что было дальше — «Ночь, звезда, милицанеры», «Участковый был тихий и пьяный», «В России расстаются навсегда», «В наркологической больнице» и т.д. Странная смесь высоких стремлений и дурацких историй про «милицанеров» подчёркивается и малопредсказуемыми музыкальными средствами. Так, первая песня «Ночь, звезда» выдержана в стилистике кантри, а «Помнишь дождь на улице Титова», где звучит голос Татьяны Никитиной, выглядит типичным «бардовским романсом», которые всегда прекрасно удавались дуэту. В «На окошке на фоне заката» маршеобразный ритм и довольно жёсткий текст, а «Так гранит покрывается наледью» совмещает философские размышления и виртуозную партию акустической гитары. Про тихого и пьяного участкового Татьяна Хашимовна поёт в почти фольклорной манере. «В наркологической больнице» в исполнении Сергея Никитина звучит жутковато, но уже в следующей «Я улыбнусь, махну рукой» артист включает всё своё обаяние — и становится странно, что эти два текста написал один и тот же человек. Для диска вообще характерны такие «качели», и нужно сказать, что наиболее любопытными здесь выглядят песни, максимально далёкие от ласковой никитинской «Александры».

Алексей Мажаев, InterMedia

Слушайте Как хорошо мы плохо жили. Песни на стихи Бориса Рыжего — Сергей Никитин на Яндекс.Музыке

Источник: znamenitka.ru