2022, YouTube-канал «Истории русской попсы»
Автор и ведущий цикла «Ленты.ру» «История русской попсы» Олег Кармунин снимает своеобразный спин-офф — «Истории русской попсы». Одна неделя — одно имя: Андрей Губин, Валерий Меладзе, Акула, «Дискотека Авария», кабаре-дуэт «Академия» и т.д. Не все выпуски одинаково полезны, но вот дело дошло до истории «Любэ» — и эту серию вы будете смотреть, не отрываясь. Здесь меньше графики и компьютерных спецэффектов, чем в проекте «Ленты», зато главным эффектом можно считать энтузиазм Кармунина, который прямо-таки с азартом миссионера спешит рассказать зрителям то, что он относительно недавно узнал сам. Ведущий чуть ли не десять раз за 20-минутный выпуск восклицает «Это невероятно!» по поводу многих кардинальных изменений идеологии ансамбля «Любэ» по ходу его биографии. О том, как стёбный ностальгический проект превратился в главную «патриотическую» группу, как насмешка над «совком» обернулась его апологетикой, лучше всего свидетельствует такой факт: в 1991 году «Любэ» уничтожили серп и молот в англоязычном (!) клипе, а уже спустя пять лет вынесли серп и молот и звезду на обложку альбома «Комбат». Аудитории будет чему поудивляться вместе с Олегом Кармуниным, который многократно поразится умению «Любэ» сочетать несочетаемое.
Заодно автор напоминает о начале карьеры солиста Николая Расторгуева. Многие думают, что он родился в гимнастёрке в люберецкой качалке, однако до «Любэ» Николай участвовал в разных ВИА («Шестеро молодых», «Лейся, песня!», «Здравствуй, песня», ох уж этот советский нейминг), где пел в любых предлагаемых жанрах от эстрады до рок-н-ролла. Особенно «доставляет» фрагмент песни «Алло» группы «Рондо» (когда она была не сопровождающим составом Александра Иванова, а нововолновым проектом саксофониста Михаила Литвина): напомаженный Расторгуев, изображавший «нового романтика», меньше всего напоминает будущего воспевателя «Коня» и «Рассеи».
Впрочем, в составе «Любэ» он нашёл свое настоящее место, хотя предлагаемые композитором Игорем Матвиенко и поэтом Александром Шагановым обстоятельства часто менялись. Расторгуев был естественным и в стёбе, и в задушевной «патриотике», и ведущий цикла не только изумляется постмодернистским исканиям «Любэ», но и искренне восхищается некоторыми их достижениями — от обложки альбома «Атас» и фильма «Зона Любэ» до грандиозной песни «Конь», которую почти все считают старинной и народной (Матвиенко сочинил её в 1994-м). А разгадку творческого метода «Любэ» Олег Кармунин нашёл на задней обложке CD 2002 года «Давай за…», где Игорь Матвиенко коротко рассказал про то, какими воспоминаниями детства он вдохновлялся в той или иной песне. Примечательно, что выпуск начинается с титра «Видео снято до сами-знаете-чего» — подозреваю, что в ином случае у него был бы другой сценарий.
Алексей Мажаев, InterMedia
Источник: