Поступает информация о том, что после первых шести часов специальной военной операции, начатой РФ на Украине, украинские силы ПВО, ВВС и ВМФ перестали существовать. Также Украина лишилась большинства военных аэродромов, всех штабов нацгвардии и ВСУ в Донбассе, и ряда территорий, количество которых уточняется. Точно известно о взятии под контроль ВС РФ города Новая Каховка и начале операции по взятию Харькова.
События продолжают стремительно развиваться и обстановка меняется каждый час. Данные могут очень быстро устаревать. Очевидно одно: Россия совершенно точно сделала выбор и в дальнейшем будет действовать в соответствии с этим.
Ещё вчера вечером вариантов дальнейшего развития событий было два.
Первый: вариант «северного Кипра». Он подразумевал относительно мирное развитие событий, при котором Украина прекращала бы военную эскалацию, соглашалась на некие мирные переговоры (в том или ином формате), происходило бы прекращение огня, и стороны так или иначе оставались бы на тех рубежах, которые занимали после признания Республик.
В таком виде всё могло зависнуть на годы, но уже без стрельбы. Именно такой исход ещё вчера казался наиболее вероятным, хотя вероятность эта быстро падала. Откровенно говоря, сомнительно, что на это пошла бы сама Украина. Зеленский в этом случае сильно рисковал – его могли попросту снести бандеровские радикалы.
Но во второй вариант верилось ещё меньше.
Второй — это вариант силового воссоединения территорий. Он казался возможным в случае начала открытого военного конфликта. В случае его реализации вооружённые силы Республик (уже не «народная милиция», а армия) в ответ на некие силовые действия Украины начали бы наступление – теперь они могли себе это позволить, имея за спиной грозного союзника (а то и вовсе при его непосредственном участии).
Это привело бы к быстрой военной победе, но и к внешнеполитической дестабилизации. В прямой военной помощи западных друзей Украине заранее было официально отказано, но также оставалось непонятным, насколько РФ готова к последствиям? Точнее, её руководство насколько к ним готово? Включая и то, что локальный военный разгром мог повлечь внутреннюю дестабилизацию уже самой Украины, в результате чего на её месте неизбежно образовывалось бы бурлящее и клокочущее непонятно что.
Но сегодняшний день опрокинул оба варианта, актуализовав то, что казалось самым невероятным: полномасштабную военную операцию против Киевского режима с широким заходом ВС РФ на территорию помимо Донбасса.
Скажу откровенно: после первых довольно очевидных эмоций на происходящее я реагирую довольно сдержано. С одной стороны, с чисто военной точки зрения всё происходит довольно здраво: в Донбассе был сосредоточен основной кулак украинской армии, и его попросту обошли – в данный момент эти подразделения связывает боями армия ДНР и ЛНР.
Вот только одно дело локальная операция, а другое – широкомасштабная. Я понимаю причины. Я понимаю доводы. Я понимаю моральную и практическую сторону вопроса. А дальше — что?
Имея маломальский боевой опыт, быстро учишься не впадать в эйфорию и не пороть горячку. На дальнейшее развитие событий я смотрю крайне осторожно. С моей точки зрения, идеальным здесь могло бы быть максимально быстрое завершение и выход на некий результат в кратчайшие сроки: три-пять дней, в идеале – сутки.
О политической стороне дела сейчас судить не берусь: здесь ещё вообще ничего непонятно и зависеть очень многое будет от того, как будет развиваться операция. Так что поговорим о чисто военном развитии событий.
Здесь есть три варианта, во многом зависящие от тех целей, которые реально ставит перед собой группировка вооруженных сил РФ.
Вариант 1 (потенциально быстрый): Максимально стремительное уничтожение военной инфраструктуры Украины, фактическое лишение её армии. Уничтожение военных объектов, складов и узлов управления. Превращение ВСУ в неуправляемое и небоеспособное нечто. Одновременно уничтожение (или взятие под контроль) части невоенной инфраструктуры, для исключения перехвата инициативы из киевского центра власти. После чего быстрый выход на переговоры. Либо с Киевом, либо с его «старшими партнёрами». С моей точки зрения это идеальный вариант в сложившейся ситуации.
Вариант 2 (потенциально долгий): Курс на уничтожение политической инфраструктуры и стремление к полному или частичному взятию территории (в том или ином формате). После чего установление на данном пространстве иного политического режима. Этот формат несёт с собой существенные риски, так как может быть связан с большими человеческими потерями. Далее это может привести к затягиванию военной операции, что совершенно недопустимо – это риск трансформации её в большую войну.
Хотя, я могу и излишне драматизировать обстановку. Но и здесь в итоге военная победа будет на стороне России.
Вариант 3 (худший): военное вмешательство посторонних. В этом случае большой войны не избежать совершенно точно, и исход её будет уже менее очевидным. Пока что блок НАТО и США на прямое военное вмешательство не идут.
Но, опять же, если не закончить всё быстро (или относительно быстро) – ситуация может и измениться.
Искренне надеюсь на то, что те, кто принимает решение, просчитали всё верно. Очевидно одно: Россия начала очень серьёзную и очень рискованную игру с колоссальными ставками. Был ли у России выбор? Не факт.
Нынешняя война – это то, что должно было случиться рано или поздно. К этому всё шло долго и методично. Макиавелли сказал, что войны избежать нельзя, можно лишь отсрочить её начало, дав преимущество противнику. Россия отсрочила её на целых 8 лет. И сейчас у противника преимуществ больше, чем было в 2014 году.
Могла ли эта война начаться позже? Могла. Но началась сейчас. Это не хорошо и не плохо – это просто надо принять. Будем надеяться, что завершится она быстрее, чем начиналась.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: