А почему его надо спасать? Потому что его стратегии — если, конечно, меркантилистские, коммерческие замыслы, наполовину связанные с семейным бизнесом, можно назвать стратегией, — направленные на Запад, оглушительно провалились. Стратегия — это план действия субъекта управления в длительной перспективе, производный от тех ценностей, которые определяют идеологию субъекта и вытекающих целей. У Путина никакой идеологии нет, он её тщательно зачистил и уничтожил и для всей России — у неё нет национальной идеи, нет миссии в мировом сообществе — она просто мелкий лавочник, который нашел кошелёк под ногами, имеется в виду нефть и газ, и пытается его приумножить.
Страна стала несуверенным сырьевым придатком из-за сырьевой ориентации, архаичной и низкоэффективной экономики, которая не позволяет, как это уже видно на примере хотя бы простое воспроизводство населения, которое катастрофически сокращается. Страна деградирует, теряет союзников в мире — к чему ведет несуверенность в современном мире вполне понятно. Особенно применительно к России, которая — как полагают мировые стратеги — не интересна, не нужна, интересны лишь природные ресурсы на её территории. Это ровно та формула, с которой Гитлер наступал на Советский Союз.
СССР добился в мире положения, которое заставляло уважать нашу страну. Путин, как наследник Ельцина, добился того, что наша страна никакого заметного уважения в мире не имеет. Инвестиционных, экономических возможностей — чтобы подтягивать в союзы иные страны — не имеет, а в целом, на эмоциональном уровне восприятия превратилась в полубандитскую, коммерческую группировку. Вряд ли это могло долго нравиться миру. Поэтому, когда Путин окончательно потерял ориентировку и понятие как себя вести в этом положении, он получил с Запада от ворот поворот. Мало того, в силу ослабления России, включены стратегические планы «по Бжезинскому» на финишную утилизацию России. Пользуясь её несуверенностью, зависимостью её бюджетирования, её экономики, выживания населения от продаж сырья Запад организовал мощную атаку. Для этого Украину науськивают на Донбасс с военной атакой, понимая, что Путин сконцентрировал свои войска на границе для защиты Донбасса.
Никакого вторжения на Украину Путин конечно же не планирует — это для него совершенно самоубийственная затея. Но в мире создали такую информационную картину, что именно Путин агрессор, он планирует напасть на Восточную Европу. Все это консолидировало Запад и не только Запад, а гораздо более широкие мировые круги, в том числе: Японию, Австралию, страны Залива. Практически ни одного союзника у России не осталось: Белоруссию союзником назвать нельзя. Это такой же, только маленький, автократ, который Западом уже был бы растоптан по той же самой формуле, если бы не помощь России, если бы не защита Путиным и войска, которые он туда ввел.
Отношения с Западом, заказы на экспортные поставки, которые формируют путинскую экономику, путинский бюджет летят вниз; военный конфликт, напряженность на границе с Украиной в треугольнике ещё и ДНР и ЛНР, нужны Западу для включения смертельных для путинизма санкций, реальной блокады. На что такая блокада способна показала западная блокада Ирака времен Саддама Хусейна. Это ближайшая перспектива. Когда обрушится бюджет, когда обрушатся импортные поставки критически важного продовольствия в страну, лекарств, потребительских товаров, машин, оборудования, финансов, технологий, электроники, то Россия предстанет перед населением и элитами во всём своём реальном виде несуверенной, не развитой, деградирующей страны. Уже сегодня можно предполагать, что элиты, выкормленные при Путине начинают отказывать ему в доверии, поскольку он уже не является гарантом их обогащения и обустройства на Западе.
Запад грозит реквизировать все их путинские подачки в виде их миллиардов, недвижимости и тому подобного. Поэтому элиты, которые боготворили Путина, которые поддерживали его политические трюки с фальсификациями выборов, с подавлением прав и свобод гражданского общества, с разгромом и зачисткой оппозиции, сейчас своё отношение к Путину меняют. Исходя из опыта подобных ситуаций нужно понимать, что в стране не может не зреть элитный заговор против Путина и его ближайшего окружения. Он неизбежно рождается в кругах крупного капитала, пятой колонны и силовых структур. Если, этого и нет, то это должно было бы быть — таково оценочное суждение, основанное на жестких логиках, известном опыте и анализе текущего положения в России.
Итак, Путин — политический банкрот, модель путинизма в стране такая же банкротка. Ни первый, ни вторая не выживут ввиду несопоставимого соотношения сил Запада и путинской России. Несопоставимость видна и финансовая, и экономическая, и политическая, и технологическая, и информационная, и, наконец, военная. Никакое ядерное оружие при таком балансе ничего Путину не гарантирует. Наоборот, зря он к нему стал апеллировать. Давление только усилится. Западу не нужно воевать с ослабленной путинизмом Россией. Достаточно ее задушить блокадой.
Перед Путиным встала задача избежать участи Саддама Хусейна, Милошовича, и всё, на что он оказался способен в идеях по этой задаче, — это найти себе содержание, как страны политической содержанки у другого хозяина. Этот новый хозяин — Китай. Во-первых, потому, что он в напряженных конфликтных отношениях с США, поэтому тактически и конъюнктурно он заинтересован, чтобы ядерный потенциал России скорее был союзен и лоялен Китаю, чем США. Во-вторых, для Китая подарки, которые ему преподносит соискатель на содержанство, очень выгодны: Россия для Китая — это сырьевой придаток, но не просто источник сырья на конкурентном рынке поставок, а эксклюзивный плательщик ясака — дани нового типа. Или попросту взятки.
Как выясняется, газопровод Сила Сибири 2, который был построен за российские деньги, все эти годы не приносит в бюджет страны или в экономику страны финансы, а все полученные ресурсы уходят на погашение тех кредитов, которые Россия тратила во время его строительства. Стоимость строительства была за 50 миллиардов долларов. Китай не вложил ничего. Кроме того, газ, который Путин поставляет в Китай, стоит около 140 долларов за тысячу кубов, что в полтора-два раза ниже стоимости поставок газа в Южно-Восточной Азии, не говоря о ценах в Европе — по 1000 долларов и более за тыс.кубометров. Для Китая эти 140 долларов что означают? Что он эти кубометры перепродаёт в полтора-два раза дороже на рынке, он даже не потребляет этот газ! Это не что иное, как политическая взятка за лояльность лично к себе Путина и путинской России.
Выяснилось, что срочно собравшись в Пекин на открытие Олимпиады, где представители государств многих стран отсутствовали, Путин оказался в окружении таджикского Президента и ещё одного президента из Среднеазиатской республики, иных видно не было. Коллективный Запад эту политико-дипломатическую часть Пекинской Олимпиады проигнорировал.
Путин отправился в Пекин и получил 3-х часовые переговоры. Причем надо понимать, что в момент спортивного праздника мирового уровня, в момент колоссальных забот по обеспечению успеха этого праздника спорта для китайских властей, в условиях пандемии, в условиях политической и дипломатической пренебрежительной блокады Пекинской Олимпиады Си Цзиньпину больше нечего было делать», как вести переговоры с Путиным. Тем не менее они на это пошли, и здесь очевидно отличие путинских вожделений и реалий. Если Путин в подготовительный период добился так называемого совместного Китайско-Российского заявления, то китайская сторона попросила не здороваться за руку и показала этот момент всему миру. И это при том, что Путин и Си Цзиньпин без масок шли рядом, разговаривали друг с другом, а вот рук пожимать нельзя, мол короновирус. Понятно, что дело не в короновирусе, а совсем в другом вирусе, понятно, что это символический политический знак всему миру, Западу в первую очередь, да и Путину, если он способен понимать такие знаки.
Нет никакой предпочтительности, эксклюзивности в этом визите и этих переговорах. Нет никакой постановки вопроса о стратегическом союзе двух стран, тем более в условиях конфликта, если не войны, Путина с Западом. То есть, ни о какой совместной обороне, содружестве в таких форс-мажорных случаях нет и намека. Да и какая общая стратегия может быть у Китая с Россией? Если у Китая товарооборот с США 750 млрд. долларов, а с Россией в пять раз меньше. Если такая же и большая разница в экономиках двух стран? Если Китай передовая мировая держава, которая лидирует в наукоёмких производствах, в технологиях, в электронике, в машиностроении, в авиации, в космосе, а путинская страна стремительно деградирует до уровня африканской или латино-американской и то не самой развитой страны? Какая тут может быть паритетная стратегия?
Общая стратегия может быть только на основании близости идеологий двух стран. Но в Китае социализм с национальными особенностями: очень специфическое устройство экономики, гуманитарной, социальной сферы страны. И путинский «огрызок» от СССР: никакой идеологии, коррумпированная страна, деградирующая, архаичная, с изуродованной экономикой, с отсутствием национальной идеи, без какой-либо идеологии, кроме идеологии узурпации власти и обогащения группировки узурпаторов. Китай всё прекрасно понимает и в этом контексте ему ни Россия, ни Путин на дух не нужны.
Что касается экономического сотрудничества, то в чем может быть заинтересован Китай, в каких эксклюзивах со стороны путинской России? Может быть в современных технологиях, современной науке? В лидерстве в чем-нибудь в мире? Нет. Китай является как раз донором для России всего этого, вплоть до всякой мелочевки как продукции машиностроения. Микросхемы, другую продукцию микроэлектроники Китай поставляет в Россию. Разве это какой-то особый рынок сбыта для Китая? Ничего подобного. Китай мировая держава и соотношение его торгового баланса с США и Россией наглядно показывает, что Российский рынок и невелик, и не приоритетен по сравнению с теми странами, где Китай проводит свою экспансию. Что эксклюзивное может поставлять Россия Китаю? Ничего. Лес, руду, газ? С газом уже разобрались, с нефтью примерно такая же история.
То есть никаких объективных показаний глобальной стратегической заинтересованности Китая в тесном союзе с путинской Россией на существует. А существует, наоборот, историческое отягощение в виде памяти об острове Даманском, в виде конфронтации с Мао Цзедуном, в виде обвинений в гегемонизме СССР на грани войны между двумя странами. Сейчас это отягощается превосходством Китая во всех отношениях над путинской Россией. Этим и объясняется, что Путин не просто продаёт по бросовым ценам газ в Китай в существующей схеме, но он тащит туда ещё одну линию с Ямала через Монголию, он сейчас на переговоры с Китаем притащил дополнительный в 10 миллиардов кубометров в год газ, очевидно для этих же целей.
Такие подарки хозяину, по всем канонам восточной дипломатии, как считает Путин, должны ему что-то гарантировать? А что гарантировать? Что Китай компенсирует закрытые в блокаде финансовые, технологические, наукоёмкие линии поставок в несуверенную Россию со стороны Запада? Нет. Он не будет этого делать по уже перечисленным основаниям. Ему не нужна сильная, расцветающая Россия. Он смотрит на Россию как на свой приз. В истории, когда Китай был унижен, когда он проигрывал войны, когда царская Россия оттяпывала у него значительные территории, он накопил свои претензии к Дальнему Востоку, к Владивостоку, к выходу к морю, которого у него в этом регионе нет. Китай, имеющий столетние стратегии, смотрит на Россию как на приз, как на грушу, которая сама упадет в руки с дерева со сгнившими корнями. А корни путинизм у России подгноил фундаментально.
Байден уже предупредил КНР, бизнес Китая о том, что, если они будут пытаться компенсировать ущерб путинской России от западной блокады, то тоже подпадут под западные удары и санкции. А ведь Китай уже продемонстрировал как он относится к антироссийским санкциям: в финансовой сфере Китайские банки фактически исполняют эти запреты, не инвестируя и не участвуя в финансовом обороте с российским бизнесом. Ему это зачем? Он испытает гораздо больший ущерб, если будет помогать путинской России, чем та выгода, которую ему обещает Путин. Картина выглядит таким образом, что непрофессиональная, глупая, недальновидная, как внутренняя, так и внешняя политика путинизма не делает исключения и в данном случае. Глупо и недальновидно идти на эскалацию конфликта с Западом, полагая, что с тыла Китай застрахует, поможет и спасёт. Это глупая затея, провальная, она никаким образом не остановит Запад в его стратегии, никаким образом не сдержит и не преуменьшит объёмы финансовых, экономических и гуманитарных ударов, которые Запад запланировал и по плану будет применять против России. Да, Си Цзиньпин посидел за столом с Путиным; да, ему выделили на трибуне при открытии Олимпиады загончик рядом с Рахмоном, но руки не подали и в главную ложу не пустили.
В состоянии ли Путин и его группировка понять эти расклады? На мой взгляд, уже нет. Процесс политической деменции престарелого режима, пережившего самого себя, зашел слишком далеко. Вздорные, не системные, не стратегичные дергания только усугубляют развязку, которая приближается. А приближается она для Путина, видимо, по формату Саддама Хусейна, Милошевича, его генералов, которые пошли под европейский суд. Во всяком случае, появление Путина на международных трибунах, хотя они практически прекратились, все больше напоминают картинку из зала суда со скамейкой и подсудимым. Безнадёжная, тяжелая ситуация, наказание для России, для российского общества, для российских элит, которые двадцать лет подряд терпят безнадёжный режим, безнадёжного лидера, не принимающего оппозиционную просвещенную точку зрения, не принимающего альтернативные модели и проекты для развития страны, которые существуют и которые органично отражают интересы этих элит.
Деградация общественного интеллекта за двадцать путинских лет потрясающая. Мы не только не паритетны по интеллекту политическому и управленческому с Западным уровнем, а уже и просто со средне мировым. То есть, путинская Россия по своей интеллектуальной способности, прогностической, управленческой, логистической стала ниже уже некоторых стран Африки и Латинской Америки.
Историческая угроза для России очень велика и критична. Поэтому неизбежен вывод: китайские надежды Путина эфемерны и ничего в судьбе страны не меняют. России, если не акцентировать внимание на судьбе самого Путина, надо очищаться от путинизма и переходить к иной модели страны, к внутреннему развитию, восстановлению её жизнеспособности. Но это тоже жестко завязанный узел, поскольку в нём может быть как хаотическая малоуправляемая картина, которая грозит развалом страны, так и прямой распад, инспирированный извне по схеме развала Советского Союза. Подходы уже осваиваются, это видно — от Чечни, Татарстана, до Якутии и Тывы, до бессмысленности в идеологическом пространстве страны, у которой уже никаких скрепляющих духовных, нематериальных оснований не осталось. Зачем разным регионам России, разным народам России, разным возрастным когортам нужна сама Россия? На этот вопрос нет позитивного, единого, скрепляющего страну ответа. Путин этот ответ уничтожил. И никакой Китай поправлять российские дела не будет. Стране нужно разворачиваться самой.
Степан Сулакшин
Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.
Фото пресс-службы президента РФ.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: