Фото: Соцсети
Москва теряет покупателей военной продукции из-за санкций и политического давления
В скором времени будет опубликован традиционный доклад Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) о глобальном экспорте вооружения.
В условиях отсутствия в публичном доступе информации о подавляющем большинстве оружейных межгосударственных контрактов, статистика данной организации — практически единственный источник, который даёт представление о положении дел для России на мировом рынке военной продукции.
Политика Москвы в этом вопросе стала менее прозрачной. Руководство РФ ежегодно публикует статистику о том, что объём экспорта военной продукции не снижается, хотя такое утверждение легко опровергается даже данным Федеральной таможенной службы.
В прошлогоднем докладе SIPRI сообщил, что Россия сохранила отрицательную динамику зарубежных продаж.
«В 2016–20 доля России в совокупном мировом экспорте вооружений составила 20%. В 2016–20 объём российского экспорта вооружений упал на 22% по сравнению с 2011-15 (то есть, примерно до уровня 2006–2010 годов). Основная часть — около 90 % — этого снижения была связана с падением экспорта вооружений в Индию — на 53%», — говорилось в русскоязычном резюме доклада.
В декабре 2021 года Стокгольмский институт зафиксировал снижение поставок со стороны крупнейших российских компаний. Продажи девяти лидеров отечественной оборонки сократились с 28,2 млрд долларов в 2019 году до 26,4 млрд долларов в 2020 году (- 6,5%).
Так, продажи концерна «Алмаз-Антея» (один из крупнейших в мире производителей средств ПВО) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) упали на 31% и 11% соответственно.
«Это свидетельствует о продолжении тенденции к снижению, наблюдаемой с 2017 года, когда продажи оружия российскими компаниями, входящими в топ-100, достигли пика. На долю российских фирм приходилось 5,0% от общего объёма продаж оружия, входящего в топ-100», — отмечают эксперты.
Российские власти и представители оборонного сектора зачастую игнорируют данную информацию, либо нервно реагируют на неё. Например, в конце прошлого года в необъективности SIPRI обвинила госкорпорация «Ростеха», в состав которой входит практически монопольной экспортёр отечественного оружия — «Рособоронэкспорт».
В «Ростехе» пояснили, что в выводах не всегда уместно исходить из долларовой выручки, как это делает Стокгольмский институт.
Безусловно, рациональное зерно в претензиях госкорпорации есть. Контракты в рамках Госпрограммы вооружения (ГПВ) выполняются в рублях. Кроме того, расчёты по части экспортных соглашений не ведутся в американской валюте. Например, контракт с Индией от 2018 года на поставку десяти дивизионов зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 был заключён именно в российской валюте.
Однако неразумно отрицать, что доллар в мировой торговле остаётся не только удобным платёжным средством, но и безальтернативным мерилом достигнутых коммерческих результатов всех игроков глобального рынка.
Статистика, которую публикует SIPRI, не устраивает Москву в большей степени из-за негативного резонанса новостей о снижении продаж и, в частности, экспорта российского вооружения.
При этом нашим властям зачастую нечем ответить по причине информационной политики, ставшей более закрытой. Сокрытие значительного массива данных объясняется как нежеланием Москвы признавать снижение доли на глобальном рынке военной продукции, так и вполне разумными соображениями, связанными с политикой Соединённых Штатов.
Объективная причина существенного уменьшения открытости России в сегменте оружейных продаж заключается в курсе США на расширение санкционного давления в отношении отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса, так и их партнёров — государств-покупателей и иностранных организаций, ведущих бизнес с Минобороны и производителями военной продукции РФ.
Помимо заморозки счетов и активов, американцы c2017 года вправе пользоваться законом «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), позволяющим блокировать проходящие в долларах крупные транзакции по оружейным контрактам (вводить целые пакеты так называемых вторичных санкций).
Ещё одной мерой стало усиление дипломатического давления на действующих и потенциальных партнёров РФ по линии военно-технического сотрудничества (ВТС). Соединённые Штаты последовательно «обрабатывают» власти зарубежных стран, вынуждая их отказываться от контрактов с Москвой, в том числе уже заключенных.
Наиболее яркий пример такой политики — это крах соглашения на поставку 11 российских истребителей Су-35 Индонезии. Москва и Джакарта зафиксировали сделку в 2018 году. Её стоимость составила 1,1 млрд долларов. Однако, сетуя на нехватку финансов Индонезия уговорила Москву согласиться на то, что половина суммы будет выплачена поставкой местных товаров — пальмового масла, каучука, печенья и кофе.
Россию изначально не слишком устраивала бартерная схема, которая в мировой экономике давно превратилась в исключительный случай. Тем не менее наше государство решило проявить великодушие, за которое в определённом смысле и поплатилось.
С момента подписания контракта Соединённые Штаты начали угрожать Джакарте санкциями. В Москве чувствовали неладное и по дипломатическим каналам пытались внести ясность в планы Индонезии, получив хоть какую-то предоплату в качестве гарантии нерушимости сделки.
Одновременно с этим, если верить индонезийским СМИ, РФ затягивала обсуждение условий бартера.
Несколько раз Джакарта делала заявления о том, что, несмотря на давление, собирается сохранить контракт. Однако уже в конце 2018 года в Минобороны Индонезии сообщили, что соглашение придётся аннулировать. Скорее всего, Москва предпринимала попытки спасти сделку, да и в руководстве самой Индонезии были силы, которые выступали за покупку Су-35, одного из лучших самолётов по соотношению цены и боевой эффективности.
Все эти усилия пошли прахом. В конце декабря прошлого года начальник главного штаба ВВС Индонезии Фаджара Прасетио официально сообщил, что Джакарта «с тяжёлым сердцем» отказывается от контракта с РФ. Военачальник посетовал на нехватку денег, но при этом рассказал, что в качестве альтернативы российскому самолёту рассматривается возможность импорта более дорогих (!) истребителей Boeing F-15EX Eagle II и Dassault Rafale.
В первой половине февраля Джакарта заключила контракт на покупку 42 Dassault Rafale в модификации F3R. Совокупная сумма контракта составила 8,1 млрд долларов, то есть один французский самолёт (с вооружением) обойдётся бюджету Индонезии в 190 млн долларов.
Комментируя сделку, президент Франции Эмманюэль Макрон написал в Twitter о том, что она доказывает «французское промышленное превосходство». Однако крупный успех Парижа в большой мере объясняется стечением ряда обстоятельств.
Во-первых, это результат последовательной работы дипломатии Вашингтона, который, по всей видимости, попытался компенсировать Франции потерю дорогостоящего австралийского контракта на производство дизель-электрических подлодок класса Attack. Напомним, летом прошлого года Канберра вышла из этой сделки ради передачи обещанных США и Великобританией технологий строительства атомных субмарин.
Утрата австралийского контракта обернулась большими финансовыми и репутационными потерями Парижа. 8,1 млрд долларов за 42 Dassault Rafale их, конечно, не возместят. Но в будущем США наверняка помогут Франции заключить ещё несколько крупных оружейных контрактов. Например, приобрести Dassault Rafale сейчас планирует Ирак. Багдад готов купить 14 истребителей, заплатив за каждую единицу 240 млн долларов.
Во-вторых, в накладе не остались и сами США. Помимо французских самолётов, Джакарта приобретёт 36 истребителей F-15 с запчастями и вооружением на сумму 13,9 млрд долларов. Одна американская машина обойдётся этой восточноазиатской стране почти в 400 млн долларов!
Ситуация с Индонезией отчётливо демонстрирует насколько жесток глобальный рынок оружия.
Определяющую роль на нём играет исключительно политические факторы. Государство покупает оружие у великой державы либо по соображениям лояльности, либо под политическим давлением. Аналогичным образом оно действует и когда отказывается от контрактов.
Индонезию невозможно назвать настолько богатой страной, чтобы в ближайшие годы выделять 22 млрд долларов на обновление своей истребительной авиации. С её реальными интересами считалась только Россия, и именно наша страна в итоге оказалась проигравшей. Элита Индонезии не выдержала американского давления, отказалась от выгодной сделки с РФ и подписала навязанные извне разорительные контракты. На долгое время Джакарта будет исключена из списка ведущих партнёров России по линии ВТС.
Поведение индонезийских властей — это важный урок для Москвы и свидетельство того, что РФ всё-таки сдаёт позиции на глобальном оружейном рынке. А про политику США можно сказать лишь то, что Вашингтон строго привержен собственным интересам и, действуя, в таком русле добивается серьёзных положительных результатов.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: