Новости экономики 12.10.2021

Фото: Вася Ложкин

«Армия» россиян-банкротов превысила 400 тысяч человек

Бум потребительского кредитования, который переживает Россия на фоне падающих доходов населения, продолжает приносить свои печальные плоды.

Армия россиян-банкротов, не справившихся с долгами, за январь-сентябрь 2021 года увеличилась еще на 137 тысяч человек, следует из данных Федресурса.

Число банкротств физических лиц за 9 месяцев на 80% превысило показатели за тот же период 2020 года и на 188% цифры января-сентября доковидного 2019-го.

За весь период существования процедуры потребительского банкротства — с октября 2015 года — несостоятельными стали уже 419 765 российских граждан.

Физлица, как правило, сами инициируют свое банкротство, в отличие от компаний, где заявителями выступают кредиторы. Должники в январе-сентябре 2021 выступили заявителями в 95,1% процедур, тогда как кредиторы инициировали 3,8% дел, а ФНС России — 1,1%.

Больше всего граждан обанкротились в Москве (7402), Московской области (7315), Краснодарском крае (6882), Санкт-Петербурге (6086), Самарской области (5917), Свердловской области (5595), Республике Башкортостан (5340), Ростовской области (4341), Челябинской области (4152), Волгоградской области (3668).

«Банкротство граждан как социально-ориентированная законная процедура списания долга продолжает развиваться, что, несомненно, позитивно для экономики», — отмечает руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин.


Еще 5120 человек обанкротились через МФЦ — по внесудебной процедуре, запущенной год назад. При этом центры возбудили дела только по 40% заявлений, а 7920 вернули должникам.

Сейчас «все направлено на то, чтобы сделать эту процедуру более доступной», сообщил замминистра экономического развития Илья Торосов.

«1 февраля 2022 года вступит в силу закон, который даст возможность гражданину сохранить ежемесячный доход в размере прожиточного минимума при взыскании долгов приставами. Это также позволит повысить доступность процедуры банкротства для малообеспеченных граждан», — добавил он.

По данным ЦБ РФ, с начала года банки выдали физлицам 3,12 триллиона рублей новых кредитов, а за 12 месяцев — 4,776 триллиона рублей.

Увеличиваясь со скоростью 9 миллионов рублей в минуту, или 13 млрд рублей в день, общий долг населения перед банковской системой подскочил на 26% за год и достиг 23,164 триллиона рублей, впервые в истории практически сравнявшись с суммой, которую граждане держат на рублевых счетах (25,826 трлн рублей).

Показатель полной долговой нагрузки по кредитам, выданным во втором квартале, составил 61,3% — такую долю своих доходов в среднем клиенту приходится отдавать банку. При этом практически каждый третий кредит — 30,3% — взяли люди, которым придется отдавать более 80% заработка, чтобы соблюдать график платежей.

Долги россиян по кредитам, переданные на принудительное взыскание приставам, по итогам первого полугодия превысили рекордные 2,3 триллиона рублей. 
С начала года число исполнительных производств по взысканию с физлиц в пользу банков выросло в 1,5 раза — с 8 миллионов до 12 миллионов, а общая сумма стала больше на 500 млрд рублей.

Средняя сумма взыскиваемого долга перед банками превысила 191,6 тысячи рублей. По данным ФССП, объем долгов граждан по банковским кредитам почти в 3,5 раза превышает аналогичную задолженность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

***

Правительство повысило прогноз по инфляции в четвертый раз с начала года

Экономический блок правительства России продолжает попытки угнаться за инфляцией в своих прогнозах.

Во вторник Минэкономразвития в четвертый раз с начала года повысило прогноз по темпам роста потребительских цен, которые продолжают ускоряться и бить рекорды с 2016 года.

Изначально МЭР прогнозировало инфляцию в 2021 году на уровне 3,7%, в апреле увеличило оценку до 4,3%, в июле — до 5%. 
21 сентября ведомство представило прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года, в котором оценило уровень инфляции-2021 уже в 5,8%.

Но и он не устоял. Спустя три недели прогноз был радикально повышен — сразу до 7,4%. Инфляция находится «вблизи пика», заявил, комментируя решение глава МЭР Максим Решетников.

Пик инфляции, обнаруженный министром, стал уже четвертым в этом году. О первом Решетников говорил еще в марте, где индекс потребительских цен рос на 5,8%.

В мае он отмечал, что инфляция вышла на плато и будет снижаться до прогнозных 4,3%; в июле — что замедление роста цен уже началось и сильных колебаний не предвидится. Но угадать вершину инфляционного тренда, ударившего по карманам беднеющих семь лет подряд граждан, оказалось непосильной задачей, и глава МЭР сменил нарратив.

Исходя из последней оценки ведомства существенного снижения инфляции до конца года уже не будет. Хотя в монетарных компонентах наблюдается постепенная стабилизация за счет повышения ставки ЦБ РФ и укрепления курса рубля, остаются проблемы с продовольственной инфляцией, и они — на стороне предложения, сообщил Решетников.

«Около 90% отклонения (прогноза от изначально) объясняется продовольственными ценами», — уточнил министр (его цитирует «Интерфакс»).

«Здесь два фактора. Первое — удорожание плодоовощной продукции, существенное отставание по темпам уборки урожая», — отметил он. Картофеля собрано меньше на 19%, овощей — на 7%, поэтому овощи на прилавках начали дорожать уже в сентябре, что за 23 года доступной статистики наблюдалось лишь однажды.

«Второе — ускорение роста цен на мясопродукцию. Цены на курицу выросли за сентябрь на 3,2%, за первую неделю октября — еще на 1,6%. На свинину — на 1,7% за сентябрь и на 0,7% за 1 неделю октября. Отчасти это связано с повышением себестоимости продукции», — отметил Решетников.

По его словам, МЭР совместно с Минсельхозом «разработало план» первоочередных мер, чтобы увеличить предложение продовольствия. Он будет обнародован в ближайшие дни.

Последние данные Росстата, опубликованной на прошлой неделе, показали очередной 5-летний рекорд инфляции — седьмой подряд и 15-й с начала текущего года.

За сентябрь широкая потребительская корзина, охватывающая товары от продовольствия и стройматериалов до памперсов и гробов, подорожала на 0,94% — максимально для этого месяца с 2014 года.

Показатель годовой инфляции по состоянию на 4 октября достиг 7,48%. Темпы роста цен на продукты установили рекорд почти за 6 лет: 9,21% по итогам сентября и 9,51% — на 4 октября.

Курятина подскочила в цене на 1,59% за неделю и 26,% год к году; свинина — на 0,72% и 13,5% соответственно, говядина — на 0,56% и 13,1%.

В 1,5-2 раза по сравнению с предыдущей неделей ускорился рост цен на хлеб, муку и гречку: они стоят на 7,9%, 9,5% и 17,3% дороже, чем год назад.

Куриные яйца подорожали на 4,43% за неделю и 23% с начала года. Вновь устремились в космос ценники на огурцы, помидоры и картофель, прибавившие 6,3% и 12% и 4,4% за неделю. В годовом выражении они дорожают на 23,6%, 31,3% и 59,14% соответственно, догоняя капусту с ростом цен более 80%.

***

ЦБ обнаружил рекордный в истории приток валюты в Россию

Энергетический кризис, охвативший рынки от Европы до Азии, взвинтивший цены на газ до исторических рекордов, а цены на нефть — до максимумов за три года, сотворил чудо с валютным балансом российской экономики.

По итогам третьего квартала страна получила рекордные в истории 40,8 млрд долларов в виде профицита текущего счета платежного баланса. В такую сумму ЦБ РФ оценил разницу между основными валютными потоками в РФ и из нее.

По сравнению со вторым кварталом эта условная валютная прибыль, заработанная экономикой, увеличилась в 2,2 раза, а если сравнивать с июлем-сентябрем прошлого года — более чем в 10 раз.

За три месяца Россия получила максимальные за 8 лет 134,9 млрд долларов экспортных доходов — на 19,8 млрд больше, чем кварталом ранее, и на 70% выше суммы того же периода 2020-го.

Валютная выручка от экспорта сырой нефти выросла в 1,5 раза год к году — до 29,1 млрд долларов; от экспорта нефтепродуктов — вдвое, до 17,6 млрд долларов. Экспортные доходы «Газпрома» достигли 12,9 млрд долларов за квартал и превысили прошлогодние на 152%.

Неуглеводородный экспорт принес 72,9 млрд долларов — на четверть больше, чем кварталом ранее. В «стахановском» режиме из России вывозились металлы: в июле экспорт алюминия взлетел почти в 10 раз (3 млн тонн против обычных 270 тысяч), а продукции черной металлургии — вдвое.

Вывоз золота ускорился на 10%, а зерна — хотя и упал в физическом выражении, принес на 15% больше валюты из-за резкого роста мировых цен (4,9 млрд долларов за январь-август).

Экспорт подсолнечного масла упал в объеме на 15%, а в денежном выражении оказался дороже в 1,5 раза — 2,9 млрд долларов.

Отток валюты на импорт тем временем хотя и вырос год к году на 30%, но остался на 10-20% ниже уровней тучных 2010х — 78,1 млрд долларов.

К тому же, полузакрытые границы и обвал уровня жизни схлопнули расходы граждан на выездной туризм: на пике отпускного сезона в июле-сентябре они потратили на эти цели лишь 2,7 млрд долларов — в 5 раз меньше, чем в доковидном 2019 году.

Итого: на внешней торговле товарами экономика заработала 56,8 млрд долларов. Профицит торгового баланса стал рекордным за всю историю статистики ЦБ (с 1994 года).

Из этой суммы 4,6 млрд долларов ушло на отток по балансу услуг и еще почти 10 млрд — на выплаты инвесторам в российские активы и ценные бумаги.

Из оставшихся 40,8 млрд долларов, впрочем, экономике не досталось ничего.

Более 80% суммы утекло из страны в виде вывоза капитала частным сектором, который ускорился в 6 раз по сравнению со вторым кварталом и достиг рекордных с 2014 года — 33,9 млрд долларов.

Причем если раньше деньги уходили на погашение внешнего долга, то теперь почти исключительно — на приобретение иностранных активов, то есть вложения в капитал офшорных структур и зарубежные ценные бумаги. В третьем квартале по этим статьям Россию покинули 22 млрд долларов — в 7 раз больше, чем годом ранее.

По итогам года чистый приток валюты в страну может превысить 100 млрд долларов по текущему счету платежного баланса, но рублю от этого ни жарко ни холодно: экспортная выручка утекает из страны в виде вывоза капитала. Это связано как с ростом инвестиций в иностранные активы в свете ожиданий по скорому началу сворачивания стимулов в США, так и со сниженным интересом нерезидентов к российскому госдолгу из-за санкций, пишут аналитики Райффайзенбанка.

Валюта остается на счетах корпораций, объем которых достиг 4-летнего максимума. А вот выйдет ли она на рынок — большой вопрос, отмечает Сергей Романчук, президент ACI Russia.

Порою экспортеры могут даже брать рубли в кредит, но не продавать валюту, ожидая лучшего курса, объясняет он.

***

Евросоюз рассматривает возможность экстренных централизованных закупок газа в России

Страны Евросоюза рассматривают возможность экстренных совместных закупок газа у России в попытке гарантировать для себя максимально выгодную цену. Об этом сообщила в понедельник газета The Daily Telegraph со ссылкой на источники в ЕС.

По данным издания, речь могла бы идти о схеме, аналогичной той, которая использовалась для централизованной закупки Брюсселем вакцин от коронавируса. Тогда Еврокомиссия вела переговоры от имени всех стран, входящих в объединение, что, по ее оценкам, помогло обеспечить более низкую цену на препараты.

Источник: narzur.ru