Наша ли «Моя страна»: урок для современной школы

Фото: Подразделения Вооруженных сил России и Народной милиции Луганской Народной Республики (ЛНР) во время встречи в поселке Новоайдар Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

«Гуляя» по просторам Интернета в поисках информации о событиях на Украине, обнаружил «Сценарий занятия по истории «Моя страна», разработанный предположительно в стенах Московского педагогического государственного университета.

Поставив целью занятия «сформировать у студентов адекватную позицию по вопросу проведения Вооруженными Силами России специальной миротворческой операции по защите Донецкой и Луганской народных республик», авторы сего труда, похоже, сами не до конца понимают сути происходящих событий. А если не понимают, то какую, в конце концов, позицию они могут формировать у студентов?

Во-первых, ВС России на Украине проводят спецоперацию не только в интересах Донецкой и Луганской республик. Но и в интересах самой Российской Федерации, народа Украины, а, возможно, и всей Европы, стремительной превращающейся в подобие гитлеровской коалиции середины прошлого века. Во-вторых, военная операция ставит своей целью демилитаризацию и денацификацию Украины, как государства, превращённого во внешнего врага России с законодательно закреплённым нацистским режимом. В-третьих, спецоперация предусматривает пересборку Украины в независимое, нейтральное, дружественное России государство с федеральным устройством. Спектр задач, стоящих перед нашим государством, огромен, и он не ограничивается только защитой республик Донбасса.

Уже во вступлении студентам предоставляется неполная информация о сути конфликта. Он поясняется следующим образом: «В 2014 году на территории Украины произошел государственный переворот, антиконституционный и кровавый, в ходе которого погибло много ни в чём не повинных людей, к власти пришло проамериканское правительство и фактически было установлено внешнее управление этим суверенным государством». Это всё? А где же распад СССР? Где борьба русских регионов Крыма и Донбасса в девяностые годы? Где «мина замедленного действия» — события «оранжевого переворота» 2004 года, фактически взорвавшего все ментальные, культурные и исторические мосты между Западом и Востоком Украины? Где неадекватная вызовам политика Кремля, устранившегося от помощи русским регионам, политическим и общественным силам Украины, и выбравшего путь сотрудничества с элитами?

Авторы считают, что с момента провозглашения республиками Донбасса независимости «началось противостояние киевских властей и людей, проживающих на этой территории». Да, всё так. Милитаризация Украина – большая проблема для русского населения Донбасса. Но почему-то в своём уроке авторы не говорят главного, что на Украине уже давно велось целенаправленное установление нацистской идеологии, и Россия, как прежде Советский Союз, противостоит нацизму. Для России, русского, российского народа – это очень больной вопрос, пульс которого бьётся в сосудах генетической памяти. Отсюда совершенно понятно вытекает и логика задач денацификации Украины.

Авторы весьма узко видят и конфликт России с Западом, который в настоящий момент идёт не только на полях сражений Нэзалэжной. Расширение НАТО на восток – это только часть проблемы. Но ведь в умы, в сознание и подсознание российских граждан идёт расширение и западных ценностей с параллельным выхолащиванием ценностей нашей цивилизации. Идёт культурная экспансия, финансовая, языковая, гендерная. Флешмоб, организованный недавно рядом деятелей культуры, кинематографа и СМИ под хэштегом «мне стыдно, что я русский» — это ведь продукт не сегодняшнего дня, и выращивался он на просторах российского либерализма десятилетиями.

Почему-то авторы не видят такой проблемы, как зверства бандеровцев и в целом необандеровского движения на Украине. Культовая фигура современных нацистов Степан Бандеры – вообще не упомянута. А ведь без понимания этого вопроса, без погружения в его кровавые глубины картинка мира у студентов будет не просто неполной, но и полностью искажённой.

В уроке немало говорится о современных фейках и пропагандистских клише, но не показана роль западной – польской, австрийской, германской, а после Второй мировой войны и американской пропаганды, направленной на отделение украинцев от русских, по сути, являющихся одним народом. Разве студенты не должны задаться таким вопросом: куда и по каким причинам сто лет назад исчезли народности русинов и малороссов, на костях которых, собственно, и строилась украинская политическая нация?

Но если в интересах толерантности и упустить этот момент, то в работе явно не хватает связующих звеньев: героев украинцев, являющихся героями России, общих писателей и деятелей культуры и искусств, украинцев, входящих в высшую российскую государственную элиту на разных периодах истории. Нет упоминания о героях-молодогвардейцах, боровшихся с фашистами на территории современной Луганской области (и как бы правильно было вспомнить об их подвиге!). Нет, наконец, упоминания о русских-героях, отдавших свою жизнь за освобождение Украины во время Великой Отечественной войны и солдат УССР, отдававших жизни на территории РСФСР. Зато в перечне общих вех российской и украинской истории дана деятельность Александра Невского, что является очевидной ошибкой.

Дается утверждение, что Украина создана коммунистической Россией, и тут же выкладывается информация о начале формирования Украинского государства после Февральской революции, еще до прихода к власти большевиков, и его борьбе с большевиками во время Гражданской войны. А где трагическая история создания и ликвидации Донецко-Криворожской и Одесской республик, республики Махно? Ничего этого нет, хотя для понимания сути современного конфликта – это очень важные вехи.

Ну, и, наконец, в перечне достижений современной России указывается высокий уровень цен на нефть и газ, что как российское достижение вряд ли бы следовало позиционировать.

Это беглый взгляд на «Сценарий занятия по истории «Моя страна», предположительно разработанный в МПГУ, весьма поверхностный и с большой натяжкой претендующий на оценку «удовлетворительно». Если откровенно, то многие ополченцы Донбасса дали бы куда более ценные знания московским студентам, нежели то, что предлагается данным сценарием. А между тем не только Украина страдает утратой исторической памяти, эта болезнь метастазирует и в российские реалии.

Виктор Васильев (г.Луганск, ЛНР)

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Источник: narzur.ru