В попытках «наладить» жизнь в стране власти делают все возможное, чтобы в итоге она стала невыносимой. Российские чиновники напоминают роботов из фильма «Отроки во вселенной», решивших ради осчастливливания людей лишить их всего человеческого.
«Наша задача в том, чтобы по всей стране люди могли сказать: «Мне нравится та жизнь, которой я живу». Это резюме программной колонки Дмитрия Медведева, которая открывает цикл авторских выступлений членов правительства. Там еще что-то сказано про 12 нацпроектов, которые приведут Россию к процветанию. Но за последние 20 лет столько их уже кануло в Лету, что, кроме раздражения, никаких эмоций по поводу новых обещаний уже не испытываешь. А вот эмоциональный посыл сделать так, чтобы россиянам понравилась их жизнь, зацепил. Вопрос, как этого добиться, если нацпроекты опять не пойдут?
Ну, во-первых, в стране и так есть граждане, у которых жизнь удалась. По числу официальных миллиардеров мы догнали и перегнали не только Португалию, но и покушаемся на США, а по числу тайных олигархов среди чиновников, охранников, поваров и виолончелистов, предполагаю, вообще впереди планеты всей. Для этих людей «коммунизм» от Медведева уже наступил. Единственная их забота — чтобы это везение длилось как можно дольше.
Во-вторых, большая часть граждан, завязанных на бюджет, так боятся от него оторваться, что заранее готовы признать себя счастливыми, лишь бы не стало хуже. Их тоже можно вычеркнуть из списка проблемных. Таких боязливых только кликни — завтра выйдут на площади с плакатами «Мне нравится моя жизнь», параллельно убирая снег и запихивая в избирательные урны все, что им вложат в руки.
В-третьих, можно, ограничив интернет, вновь призвать на телеэкраны шаманов и кашпировских с чумаками. Они легко внушат части особо эмоционального электората, что стакан с заговоренной водой и горбушка положительно заряженного хлеба — все, что нужно для счастья. А еще и для здоровья полезно, потому что любые лекарства — от лукавого.
Подобных аскетов-патриотов, помнится, особо много появилось после введения антисанкций, когда люди по простоте душевной, даже без материального поощрения, доказывали, как вреден вражеский хамон и прочие предательские камамберы. Сегодня, правда, когда им продают «сырный продукт» по цене того самого камамбера, восторги поутихли. Но приверженцев сермяжной аскезы все равно хватает. Да и вообще много есть вредно — думаю, именно этот посыл вскоре станет мейнстримом внутренней политики. Глава Роспотребнадзора уже кинула пробный шар, предложив штрафовать толстяков — само собой, «для повышения качества жизни в стране». Анне Поповой импонирует опыт Японии, где в рамках программы «Спасение нации» принят «Метабо-закон», обязывающий всех граждан от 40 до 75 лет проходить ежегодный замер талии. У мужчин она должна быть не больше 90 см, у женщин — не больше 80 см. Наевших лишние сантиметры принудительно отправляют к диетологу, а на предприятия накладывают весомые штрафы — дескать, не следят за здоровьем сотрудников. Правда, в наших широтах, где растут ряды самозанятых, проще брать штрафы напрямую с граждан. Причем такие, чтобы на еду уже ничего не оставалось — так талии будут уменьшаться в размерах интенсивнее.
Еще можно за бороды штрафовать, за мрачное выражение лица, за насморк, за недостаточно восторженный образ мыслей… Не буду подсказывать — у депутатов и чиновников и без меня неплохо получается. Но как при такой конфискационной политике сделать так, чтобы народ еще и благодарил за улучшение жизни?
В старом советском фильме «Отроки во вселенной» роботы, захватившие власть на планете, тоже захотели осчастливить живых, при этом плохо понимая, что такое человеческое счастье. Они просто решили переделать людей по своему образу и подобию.
У меня в последнее время бесконечного когнитивного диссонанса, когда цены в магазинах все сильнее вступают в противоречие с отчетами Росстата и докладам министров, прямо стоит перед глазами лицо робота-вершителя из этого фильма, который бесстрастным голосом повторяет: «Идите за ним — и мы сделаем вас счастливыми, сделаем вас счастливыми, сделаем вас счастливыми…»
В картине упирающихся землян роботы-исполнители, отдаленно похожие на космонавтов Росгвардии, волокут в зал осчастливывания и включают аппарат промывания мозгов: «Фиксирую к ликвидации склонность к состраданию, склонность к совести, аппендицит, чувство неудовлетворенности собой, склонность к доброте, склонность к любви, склонность к дерзанию…» Именно так они понимали счастье — как отсутствие лишних рефлексий.
Мне иногда кажется, что в российские кадровые лифты сегодня пускают только тех, кто прошел где-то похожую процедуру осчастливывания. Потому что не могут люди со склонностью к совести и состраданию не видеть, как трудно жить их согражданам. И не понимать, насколько невпопад звучат сладкие обещания светлого будущего от лица тех, кто уже 20 лет руководит страной.
А что касается жизни, то она, конечно — прекрасная штука, и по большому счету мне нравится та жизнь, которой я живу. Мне колонка Медведева не нравится. Бесконечное вранье по телевизору не нравится. Законы дурацкие. Депутаты, которые их принимают. Ситуация в стране. А жизнь — это круто. Особенно, когда в нее не лезут политики. И не учат нас за наш же счет, как нам быть счастливыми и худыми.
Виктория Волошина
Источник: