Минтранс предложил обогнать Европу по ценам за пользование платными дорогами

По мнению ведомства, почти двукратное увеличение тарифов в этой сфере позволит быстрее вернуть вложенные деньги

Увеличение максимальной стоимости за километр проезда по платным дорогам до 5 рублей для легковушек и 16 рублей для большегрузов грозит уходом транспорта на бесплатные магистрали. Это, в свою очередь, перегрузит и без того насыщенные магистрали и уж точно не поможет концессионерам быстрее вернуть вложенные в проекты деньги, что подтверждают и данные Счётной палаты. Такие аргументы приводит Минэкономразвития в отзыве на проект правительственного постановления, опубликованного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Повысим минимум на 36 процентов

Причину увеличения стоимости проезда по действующим платным автодорогам в Минтрансе объясняют необходимостью возврата внебюджетного финансирования и повышением эффективности управления транспортным потоком.

В настоящее время средняя стоимость проезда по платным автодорогам (2,65 рубля за километр) на 35,5% ниже значения среднего тарифа в европейских странах (3,59 рубля за километр). Об этом говорится в пояснительной записке к документу. Действующий в России максимальный тариф составляет три рубля за километр в ценах 2015 года, что составляет 3,65 рубля за километр в ценах 2021 года.

Минтранс предлагает повысить стоимость проезда по платным автодорогам для транспортных средств с двумя и более осями и высотой не более 2 метров с 3,65 рубля за километр до 5 рублей. Для ровно таких же авто, но повыше (от 2 до 2,6 метра) тариф хотят увеличить с 5,48 рубля до 7,5 рубля. А вот для машин высотой более 2,6 метра цену предлагают поднять с 7,3 рубля до 10 рублей.

Что касается трёхосных грузовиков высотой 2,6 мера и более, то для таких ТС тариф предлагают поднять с 11,57 рубля до 16,25 рубля за километр.

Также проектом акта предлагается установить максимальный размер платы за проезд по платным вновь построенным автодорогам для машин высотой не более двух метров на уровне 8 рублей за километр. В ведомстве напоминают, что сегодня разница в тарифе за проезд по реконструированным и новым платным дорогам отсутствует.

Так дело не пойдёт

В своём заключении Минэкономразвития отмечает, что проект предполагает увеличение максимального размера платы за проезд для легковушек минимально на 36%. При этом авторы не обосновали причины увеличения платы именно до европейского уровня.

В Минэкономразвития считают, что целесообразнее сопоставлять цены с размером платы в странах ЕАЭС и СНГ. При этом в работе над тарифами Минтрансу предлагают учитывать географические характеристики России.

Минэкономразвития напоминает, что объём тарифной выручки напрямую зависит от уровня потока ТС на платных дорогах, следовательно, увеличение платы за проезд может привести к снижению количества пользователей такими трассами «и перераспределению транспортных потоков на бесплатные альтернативные маршруты».

Кроме того, прогнозам транспортников по увеличению доходов от изменения тарифов на платных дорогах мешают данные Счётной палаты. Согласно отчёту аудиторов о проверке эффективности концессионных соглашений, применяемых при строительстве скоростной автодороги Москва — Санкт‑Петербург и нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск (обход г. Одинцово), прогнозные объёмы трафика в среднем в 2,4 раза превысили фактические показатели.

То есть рассчитывать на серьёзную прибавку пользователей владельцам платных участков, особенно в свете повышения почти двукратной стоимости, не приходится. Поэтому Минэкономразвития делает вывод об отсутствии у Минтранса достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.

В Госдуме против

С предложением Минтранса не согласен и председатель партии «Справедливая Россия — За Правду» Сергей Миронов. Об этом сообщает пресс-служба партии. «Из расчётов ведомства очевидно, что Минтранс предлагает не просто повысить, а в два-три раза превысить европейский уровень тарифов», — сказал Миронов.

Он напомнил, что автовладельцы уже несут серьёзную финансовую нагрузку В частности, речь идёт о транспортном налоге, акцизах на топливо, платных парковках, штрафах с камер, сборах в систему «Платон».

По мнению Миронова, повышение цен для проезда по платным дорогам отразится на автобусах и грузовиках. «А это означает удорожание грузоперевозок, рост цен на товары, разгон инфляции, очередное снижение реальных доходов», — указал политик.

По мнению политика, с учётом последствий распространения коронавирусной инфекции тарифы на проезд не должны меняться. «Как указывает Минтранс, тарифы на платные дороги не менялись с 2016 года. С учётом пандемии, социальной ситуации в стране призываю Правительство заморозить дорожные поборы ещё на пять лет», — резюмировал он.

В Совфеде предлагают сбалансировать тарифы

Вместо того чтобы поднимать цены за проезд по платным участкам, Минтрансу следует разобраться с текущими тарифами, которые кажутся необоснованно завышенными. Об этом «Парламентской газете» сообщил зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.

«Возьмём, например, платную дорогу Москва — Санкт-Петербург. Там первый участок до Солнечногорска стоит столько же, сколько и весь оставшийся участок дороги. Этот первый участок принадлежит коммерческой компании, которая за эти 50 километров берёт столько же, сколько Росавтодор за остальные 600 километров. И, мне кажется, именно здесь и нужно искать деньги, которые хочет найти Минтранс на обслуживание платных дорог», — пояснил сенатор.

Владельцы платных дорог в своих расчётах, по словам Абрамова, ориентируются на платёжеспособных москвичей, но это не повод перегибать палку. «Сегодня, чтобы проехать до Солнечногорска в час пик, нужно заплатить 700 рублей. Куда это годится? Билет на самолёт до Санкт-Петербурга можно приобрести за полторы тысячи рублей», — уточнил законодатель, предположив, что сегодня в России подобных перегибов достаточно.

«В угоду коммерческим структурам делают высокие тарифы, которые, конечно же, необходимо снижать. Здесь нужен правильный баланс», — сказал Иван Абрамов.

Ранее «Парламентская газета» сообщала, что в октябре прошлого года Правительство утвердило правила взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам федерального значения. Согласно документу, водителю доступны три вида оплаты: на пункте оплаты, предоплата в информационной системе и постоплата на дорогах, оборудованных системой «свободный поток».

pnp.ru

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Источник: narzur.ru