Жители Донбасса бегут в трудную ситуацию

Появление в России эвакуированных жителей Донбасса опять напомнило о несовершенстве законов. Фото РИА Новости

Власти России ужесточают законы о гостеприимстве

В Россию опять хлынул поток беженцев из Донбасса, и сейчас разворачивается система поддержки. Однако, как указали эксперты, непонятно, что будет дальше с теми, кто захочет узаконить свой статус в РФ. Сейчас ужесточается законодательство, условно говоря, о гостеприимстве, а институт убежища и так уже деградировал. Например, МВД подготовило законопроект о беженцах, который, похоже, поднимет перед ними новые барьеры.

В Россию прибыло свыше 40 тыс. беженцев из Донецкой и Луганской народных республик. Большинство размещается в Ростовской области, десятки регионов сообщили о готовности принять эвакуированных. Разворачивается и общественная кампания помощи жителям Донбасса, только часть из которых граждане РФ. «Проблемные случаи на контроле», – заявляют в МЧС, однако, в частности, правозащитников волнует, что будет дальше с этими людьми.

Ранее эксперты уже высказывались, что в 2014-м Россия оказалась не готова к принятию большого числа беженцев из Донбасса, в результате чего многие из них, так и не сумев легализоваться, вернулись на родину либо обосновались в серой зоне. И с тех пор работы над ошибками не произошло.

Это заметно и по законопроекту о гражданстве, который сейчас рассматривается в Госдуме, и по прочим законам, так сказать, о гостеприимстве в РФ. Скажем, институт убежища по-прежнему находится в печальном состоянии из-за серьезных ограничений в доступе к этой процедуре, наличия всевозможных барьеров и отсутствия как таковой защиты от депортации. Деградацию подтверждает и статистика: к примеру, на начало 2021-го официальный статус беженца в РФ, дающий обладателю хотя бы какие-то льготы, имели всего 455 человек, еще 19 тыс. человек получили временное убежище (ВУ), которое не предусматривает никаких преференций и дается всего на год. При этом миграционные службы зачастую отказывают людям в продлении документов без уважительной причины, хотя для многих ВУ – это единственный шанс законно находиться в РФ.

И вот в январе МВД вынесло на обсуждения проект «О предоставлении убежища в РФ» взамен нынешнего, уже устаревшего закона от 1993 года. На первый взгляд изменения выглядят позитивными: например, к действующим видам приема иностранцев добавляется еще два – политическое убежище и временная защита. Однако такое расширение вряд ли сильно улучшит положение: политубежище есть и сейчас, но регулируется оно президентскими актами и часто критикуется за полную неработоспособность. Временная защита предусмотрена при массовом экстренном прибытии беженцев, а значит, по логике, предоставление такого статуса должно быть сильно облегчено, хотя на практике, отмечают эксперты, это не особо заметно.

Однако, по планам МВД, статус беженца больше не будет бессрочным, в проекте предусмотрена ежегодная проверка оснований для его сохранения. Что, в свою очередь, фактически превращает его в то же ВУ. Еще одна существенная претензия – устанавливается семидневный срок, в течение которого беженец обязан обратиться за убежищем, что в реальности станет почти неисполнимым требованием: зачастую люди покидают свою страну в экстренных условиях и в спешке, потому они вряд ли смогут вовремя сориентироваться и в России или вообще узнать о требованиях к ним в столь короткий срок. А значит, большинство потенциальных беженцев будет изначально отсеиваться. То есть, закладывая в проект заведомо невыполнимое требование, чиновники формализуют механизм непредоставления убежища. Только теперь им не нужно будет выдумывать различные отговорки и причины. При этом законопроект сокращает срок действия ВУ, теперь его будут продлевать не больше двух раз и в крайнем случае – до пяти лет. Так что если за это время человек не успел получить в РФ какой-то другой статус, то ему придется вернуться на родину, даже несмотря на наличие там угроз жизни и здоровью.

Иными словами, статус беженца будет выдаваться по политическому пинку сверху, если это будет выгодный власти пиар. Но в целом, судя по проекту МВД, власти не заинтересованы в поддержке и длительном пребывании посторонних людей на территории РФ. При этом формально Россия все же продолжит исполнять свои обязательства, принятые в рамках Международной конвенции о защите беженцев от 1951 года. И ряд экспертов убеждены, что отчасти это разумная политика, поскольку в последнее время ВУ стал еще одним способом обоснования в РФ и дальнейшей легализацией для обычных мигрантов.

По словам председателя движения «Гражданская солидарность» Георгия Федорова, новый закон «О беженцах», безусловно, необходим. Особенно с учетом сложной гуманитарной обстановки в мире и у российских границ в частности: «Не исключаю, что инициатива об изменениях в этой области возникла именно в связи с обострением обстановки в Донбассе в конце прошлого года». С другой стороны, отметил он, нельзя не замечать вышеупомянутых недостатков нового законопроекта. По мнению Федорова, сложно сказать – были ли эти сомнительные нормы внесены намеренно либо же являются бюрократической перестраховкой, но «сейчас пока еще есть время указать авторам на явные ошибки и недоработки». Сам он уверен, что главная проблема в иной плоскости: «Говоря о беженцах, находящихся в России, нельзя забывать, что где-то на 90% это выходцы с территории Украины и непризнанных республик Донбасса. Фактически они наши соотечественники, в их отношении должен действовать более лояльный подход». Так что нельзя рассматривать изменения в законодательстве «О беженцах» в отрыве от законов, регулирующих предоставление гражданства выходцам из бывших республик СССР, а в этой области есть свои проблемы, констатировал Федоров.

Нововведения в миграционное законодательство в сфере регулирования статуса беженца назрели давно, напомнил «НГ» доцент кафедры политологии и политического управления РАНХиГС Михаил Бурда. Обусловлено это спецификой соответствующих процессов по сравнению с тем, что было в начале 90-х, когда законодательная база формировалась: «Если раньше в основном это были этнические русские, бежавшие от гражданских войн, неустроенности, русофобии на постсоветском пространстве, то сейчас – это в общем-то мигранты, не бегущие от негатива, а сознательно выбирающие переезд в Россию для реализации своих экономических амбиций». Так что Бурда в целом поддерживает законопроект МВД, но признает, что его надо доработать. «Одной из главных проблем миграционной политики является то, что уже 30 лет не могут определиться, какие приезжие нам нужны и сколько. Если дело в количественных показателях, чтобы заткнуть демографические дыры, – это одно. Это открытые двери и раздача паспортов кому попало. Если речь идет о критериях качественных, то это отбор, дифференциация. И безусловный приоритет русскоязычному населению, этническим русским, для которых процедуры получения и статуса беженца, и гражданства должны быть максимально упрощены вплоть до заявительного характера», – пояснил он.

По мнению гражданского активиста Алексея Егоркина, в России любой законопроект, прежде всего, надо рассматривать с точки зрения максимально возможного пресечения коррупции в конкретной сфере, поскольку «к сожалению, хитроумные правотворцы зачастую прописывают всевозможные лазейки для «кормления» чиновников и работников смежных структур». Например, необходимо более детально рассмотреть предлагаемую норму о семидневном сроке обращения для предоставления убежища: «Поскольку большинство потенциальных беженцев едет за границу с этим намерением, заявить они это могут сразу же, но должна быть прозрачная процедура, как и где это сделать. Если, допустим, тут же на границе, то тогда срок даже в семь дней выглядит избыточным». Для всех остальных зарубежных гостей, уже находящихся на территории РФ на законных основаниях и решивших заявить себя в качестве беженцев, срок должен быть ограничен временем действующего разрешения на пребывание в стране. Чтобы «не получилось так, что нелегал или, того хуже, криминальный элемент, гастролирующий по России и пойманный миграционной службой, стал бы заявлять о желании стать беженцем лишь бы отсрочить депортацию». Поэтому, уверен Егоркин, требование подтверждать статус беженца ежегодно правильное – и во всем мире «серьезнейшей проблемой является иждивенчество за счет граждан принимающей стороны». А вот в помощь иностранцам, ищущим защиту в России, считает он, та статья законопроекта, которая запрещает чиновникам разглашать персональные данные беженцев: «Это очень важно как для них самих, так и для их родных и близких, оставшихся на родине. Только важно, чтобы данная статья работала на практике, для чего требуются изменения в другие законы, включая Уголовный Кодекс».

 

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Источник: narzur.ru