Истинные смысл и назначение жизни человека и человечества

Каждый человек рано или поздно желает понять кто и что он, откуда взялся и куда движется и в чем смысл и назначение его жизни, жизни всего человеческого сообщества. Смысл жизни человека не тот же самый, что угадывается в остальной живой природе. Там нет смысла, как осознанного целеполагания. Но цель все-таки есть. в живой природе все родилось и в итоге эволюции устроено сообразно цели. Что есть цель живой природы, цель собственно жизни? Цель, принципиально отличающая жизнь от неживой природы, есть сама жизнь — стремление к существованию, размножению и охвату пространства. Цель и смысл животного есть жить.

Это присуще и человеку, и в целом роду человеческому. Но, кроме этого, и принципиально отлично то, что человек есть представитель жизни особенный, активный, переустраивающий мироздание. Смысл жизни для человека отличается от простой инстинктивно преследуемой цели жизни в силу его активной осознанной мотивации и действия. Никто в природе, кроме человека, не ставит цели и не стремится к ее достижению.

Смысл и назначение жизни человека есть самая главная его особенность и отличие, исключительное свойство и способность, характерное только для него поле осознанного выбора целей, средств и действий. Свобода и воля в выборе человека придает или лишает смысла его жизнь.

Смысл жизни человека есть активное волевое целеполагание и достижение поставленных целей.
Но в этой абсолютной формуле есть важное условие. Не все его видят. Тут речь о жизни именно человека. Поэтому не все цели, средства и действия дают смысл жизни, иные его отнимают. Значит формула для животного «жить»» обретает для человека иное значение, а именно, «жить именно как человек».
В этой смысловой формуле находится главная развилка судьбы каждого человека в отдельности и человеческого сообщества в целом. Именно в этом поле человек либо способен и намерен отличиться от животного, либо утрачивает право быть человеком.

Но что может быть выше права называться человеком?!

Именно эта формула движет историей человека и эволюцией жизни, получившей способности разума. Именно эта формула дает критерий прогресса человечества. Что содержит и диктует формула просто «жить»?

Когда-то, на заре зарождения жизни, она означала для простейших частичек мироздания возможность их собирания в устойчивые конструкты, более сложные, чем предыдущие формы и обретающие способность к обмену со средой энергией, веществом и информацией. Они обретали одну из главных способностей жизни — активно и самостоятельно поддерживать свое существование. Затем отдельные более сложные конструкты обрели способность делиться, воспроизводя себя в главной способности —
поддерживать свое существование.

Именно на этой первичной фазе эволюции жизни первостепенна борьба за выживание. Образцы жизни индивидуумны, конкурируют за ресурсы и тут все средства хороши. Убить конкурента, украсть его жизненно важный ресурс, накапливать и потреблять его индивидуально. Эти свойства биологической жизни достались и человеку. Они кажутся полезными, но это есть проявление животного начала. Индивидуумность и конкуренция за ресурсы есть сохранение животного начала в условиях
нехватки ресурсов. Тут главный принцип — нет никаких ограничений, образец жизни полностью свободен принимать свои решения и ни от кого не зависит. Часть человечества и сейчас стремится закрепить эти рудименты в общественной жизни, политике, законах и практике от современного лукавого либерализма до фашизма и колониализма. Это путь назад. Почему?

Усложнение образцов жизни в борьбе за выживание делало их более жизнеспособными и меняло способы выживания на более эффективные. Наряду с индивидуумным возникло кооперативное бытие. Коллектив в своих общих заботах стал более эффективен, чем индивидуум. Стая, рой, косяк — стали шагом в эволюции. Межиндивидуумная конкуренция оказалась менее эффективной по сравнению с коллективной организацией жизни. в жизнь пришла социальность. Так и сейчас в человеческом обществе происходит борьба двух этих начал. Противоречие в том, что индивидуальность эффективнее для меньшинства, а социальность — для большинства человеческого сообщества. Но очевидно, что путь вперед лежит от индивидуальности к коллективизму, а  не наоборот. Социал-дарвинизм, современный либерализм — есть путь назад, в тупик эволюции.

Самая большая загадка для человеческого постижения мироздания есть собственный разум. Считается достоверным, что некогда у биологического предтечи человека
разума не было. А затем он возник.
Что было порогом, переход через который принес человеку разум? Эволюционно достигнутая сложность устройства мозга? и тогда разум есть свойство сложно устроенного физико-химического механизма работы мозга? Или это было решение внешней воли в какой-то момент привнести человеку особую материю, как сущность разума?

Материю, которая есть принадлежность и суть внешней воли, которая и внутри и вне человека, едина и соединяет всех людей? Наука допускает такие гипотезы и некоторые факты их подтверждают.

Разум принес человеку его главное отличительное свойство. Способность и стремление ставить и достигать цели. Возникло принципиальное свойство человека, отличающее его, и делающее человеком по его сути. Одновременно возник неотъемлемый вызов в целеполагании, свобода делать выбор. Выбор — стал постоянным двигателем теперь уже человеческой эволюции. Выбор стал постоянным: действовать как человек или как животное, или даже как античеловек? Возникла необходимость определить для себя четко, что есть принципиально человеческое? Что есть добро и зло?

Для предыдущей фазы эволюции жизни — фазы индивидуумности — понятий
добра и зла не существует. Такие понятия возникают для кооперативной, истинно человеческой формы жизни. Они нерациональны ни в мире животных, ни в мире индивидуализма. в подобных мирах нерационально делиться ресурсом и поддерживать слабого. в нем нет альтруизма. в нем нет идеала и стремления к совершенству, ставящему все новые цели. в нем нет труда, созидания своими руками, там достаточно пользоваться дарами природы. Не нужно создавать семью и любить супруга и детей, родителей и родственников. Нет нужды создавать доселе неведомое, необходимости творчества.

Нет духовности и мысли, что физическое тело и удовольствие не самое важное для человека. Ценности жизни как таковой там тоже не существует. Там коллективность не является более высокой ценностью, чем индивидуумность. Нет сопереживания и терпимости к другому. Стремления к новому. Все это возникло с формированием и присуще только человеку истинному.

Принципиальным является, что эволюционное обретение истинно человеческих
свойств и качеств, казалось бы, нерациональных с позиции предыдущей фазы эволюции, принесло гораздо бóльшую жизнеспособность человеку и человеческому сообществу! Именно ценности и мотивы жизнедеятельности человека и его сообщества стали истинным мерилом и критерием прогресса. Все, что приближает человека к ним — есть добро. Есть нравственное. Все, что отдаляет — есть зло. Добро и нравственное — это быть человеком истинным. Утрата этих норм, сброс образа бытия до животного есть зло. Обретение античеловеческих качеств, которыми даже животные не обладают (ненависть и лень, ретроградство и удовольствие от убийства и разрушения, извращения и эгоизм, разбой, воровство
и рента, как обретение благ без труда, угнетение и рутина, стяжательство и человеконенавистничество, презрение и корысть, догматизм и гедонизм, мучительство и тиранство), стало вызовом человеку истинному. Вызовом человечеству истинному.

Но родились и риски, вытекающие из новой организации жизни человека. Возникло противоречие между индивидуальным и общим. Между свободой выбора и социальными ограничениями. Они проникли в уклады и порядки жизни. Энергия и самостоятельность индивидуума стала попадать под избыточный прессинг коллективистского и, в итоге, государственного начала. Появилась угроза свободе человека, пониманию свободы не как возможности «делать, что хочу», «купить, что могу», а как
права выбора — человек ты или животное, или, хуже того, — античеловек. Возник вызов поиска гармоничного сочетания истинной свободы человека и его коллективистского бытия в обществе. Началась социальная эволюция.

Куда она ведет? Она не может вести назад, иначе прекратится прогресс, что противоречит абсолютному большинству наблюдений за мирозданием. Противоречит исторической созидательности обретения человеком разума и нравственного идеала.

Она ведет к следующей фазе, новому качеству бытия человека кооперативного.
к бытию общему, интегративному. Связи и коммуникации человека с человеком нарастают невероятно быстро. Физическое тело и коммуникации перестают быть абсолютной и единственной принадлежностью человеческого бытия. Сущность человека истинного, разум, маловедомая пока материя единит всех людей, и, вероятно, не только их, но и их исток: образ и подобие. Эта эволюционная фаза уже на пороге и она будет эволюцией скорее не тела, а духа.

Человек истинный, человек нравственный, человечество истинное, человечество нравственное — вот цель природы в дальнейшей эволюции. Попытки обратить ее вспять — есть путь в тупик.

Конфликт двух путей, двух мотиваций налицо. Человек истинный, неудовлетворенный несовершенным миром, ставит цель и ее достигает, преобразуя мир к лучшему.
Он, достигнув цели, удовлетворен только на мгновение, и вновь очередное несовершенство подвигает его на новую цель и действие. Так движется прогресс. Античеловек же ищет удовольствие. Его дают деньги, наслаждения, физиологические инстинкты. Но эта цель не ведет никуда. Она расчеловечивает. Это путь назад.

В этом суть основного конфликта в человечестве. Человек против античеловека. Человечество против античеловечества. Именно этот конфликт рождал и рождает насилие и социальную несправедливость, рабство и колониализм, расизм и эксплуатацию, фашизм и реальный «либерализм», войны и революции. Все современные достижения техники и технологий вовлечены в этот конфликт. Устройства государств и обществ производны от этого конфликта. Все мировоззренческие доктрины и идеологии, так или иначе, в корне своем содержат этот конфликт и альтернативу. Все мировые религии говорят об этом конфликте.

Истинно человеческое стирает расовые, национальные, государственные, политические, географические границы. Пытаться стирать их как это стремится делать современная глобализация на прямо противоположных идеях античеловеческой программы — путь нарастания конфликта.
Вся история и современность показывают это. От масштабных мировых противостояний сверхдержав современности до фактической узурпации меньшинством государств и ресурсов, от виртуальной финансовой экономики, не приносящей блага никому, кроме фальшивомонетчиков мировой резервной валюты, деривативов и бумажек-расписок до кабальных паразитических займов МВФ, от войн на уничтожение государств, стремившихся к обществам социальной справедливости, до организации мировых финансовых кризисов. Везде прослеживается глобальный исторический и мировой
конфликт человека и человечества с античеловеком и античеловечеством.

Но нет ничего важнее для человека, чем быть человеком! Что может быть опаснее, чем расчеловечивание человека? Что более актуально, чем борьба и победа человека истинного?

Манифест грядущего человечества «Быть человеком. Быть человечеством» Авторы — инициаторы
Сулакшин Степан Степанович, доктор физико-математических наук, доктор политических наук, профессор, Багдасарян Вардан Эрнестович, доктор исторических наук, профессор

Источник: narzur.ru