01.03.2022, вторник. Латвийский сейм разрешил своим гражданам вступать в ряды украинской армии. Так же им были приняты законодательные нормативы, дающие таким гражданам режим наибольшего благоприятствования. Накануне так же стало известно, что официальные лица правительства Дании высказались за службу своих граждан в неких «интербригадах» на стороне Украины. На этом фоне поступают сообщения о готовности ряда стран Запада ввести на Украину ощутимый контингент бойцов ЧВК.
На днях на информационных каналах, сочувствующих противнику, промелькнуло некое сравнение нынешней войны с поединком Давида и Голиафа. И, знаете, я склонен согласиться с этим сравнением. Но вот только с одной поправкой: Давид сейчас – это Россия. Потому, что противостоит она в данный момент отнюдь не Украине, а всему западному миру. В целом. Оптом. И это, полагаю, очевидно всем. Однако вопрос здесь всё тот же: может ли победить маленький Давид?
Да, первые дни операции прошли более чем успешно – такой вывод я делаю, ориентируясь отнюдь не только на источники нашей стороны. Тем не менее, у этой войны существует самый главный, колоссальный риск – её затягивание. Разумеется, речь идёт о риске непосредственно военного свойства. Так вот, каждый лишний день боевых действий увеличивает риск того, что противник тем или иным образом сможет прийти в себя после первого шока, пристойно организоваться, воодушевиться и получить иностранную военно-техническую помощь. Риска прямого вмешательства в войну посторонних сейчас практически нет. Но вот вмешательство гибридное практически гарантировано и то, насколько масштабным оно будет, определит именно длительность основных боевых действий.
Но это к примеру. В связи же с главным риском затягивания существует целый набор рисков, которые из него вытекают. Что это за риски?
Первый: риск формирования широкой международной антироссийской коалиции. Разумеется, сформирует её не Украина (кто она, собственно, такая), а западные страны. В принципе, такая коалиция уже есть. Более того, она готовилась ещё до начала войны: мы видим, как координированно действуют, быстро принимают решения европейские бюрократии. Это однозначный признак того, что некий план действий был отработан ими заранее, а сейчас реализуется. Чем дольше война будет длиться, тем мощнее они смогут развернуться. И в гибридном плане, и в плане нашего ресурсного истощения, и в плане чисто политическом. Например, история с экстренным принятием Украины в ЕС отнюдь не так безобидна, как может показаться, но она тоже требует времени.
Второй: ядерный фактор. У Украины ядерного оружия нет и создать она его не может. Да и клуб ядерных держав ей этого не позволит. Но, во-первых, её вполне может хватить на создание относительно примитивной «грязной бомбы». А, во-вторых, нельзя исключать тех или иных эксцессов на объектах атомной энергетики. И здесь тоже фактор времени может быть ключевым.
Третий: фактор НАТО. Сейчас блок заявляет о невмешательстве. Опять же – прямом, а о гибридном мы не говорим. Но вот поставки оружия и прочая материально-техническая помощь оказываться будут. И давайте обойдёмся без ура-патриотического бреда: та де система «Джавелин» — это очень серьёзное оружие. И тот же условный «Стингер» — это очень серьёзное оружие. Не говоря уже о совсем уже высокотехнологичных сюрпризах. Но на поставку их на Украину и обучение работе с ними местных кадров (одними ЧВК здесь много не навоюешь) – это тоже фактор времени.
Четвёртый: фактор Турции. Пока Эрдоган относительно нейтрален, не смотря на некоторые свои ритуальные заявления. Но его фактор – один из ключевых. Эрдоган держит в руках ключи к нашему второму фронту – в Сирии. Он уже сейчас на законных основаниях закрывает проливы (на что имеет право по конвенции). Пока что в формате для нас не особо критичном. Но всё может измениться и в таком случае РФ придётся эвакуировать из Сирии свою экспедиционную группировку, а это серьёзное геополитическое поражение. Ну, а теперь угадайте, какой фактор здесь основной? Правильно: фактор времени.
Вот краткий перечень того, что сейчас буквально нависло над Россией. В какой мере оно сыграет, зависит только от того, насколько быстро решатся военные вопросы. Да, РФ сейчас действительно готова ко многому. Но оценивать с восторженным позитивом её шансы на марафонской дистанции я бы не спешил. А вот на спринтерской – вполне. Нельзя забывать главного: сейчас Европа фактически меняет конструкцию ситуации — ресурсно и политически нас противопоставили объединенному Евросоюзу, а Украина здесь всего лишь орудие. И да: Давид может победить Голиафа, но только в случае, если действовать он будет быстрым ударом. А вот в затяжном бою картина возможностей может стать совсем иной. Так может не давать Голиафу шансов?
Павел Кухмиров
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: