Многие сталкивались с синдромом самозванца — сомнениях в своих навыках и знаниях, как будто в любую секунду нас разоблачат. Не самое приятное ощущение, но новое исследование выявило положительный эффект от него. Согласно анализу 3603 работников, люди с этим синдромом с большей вероятностью будут лучше работать в команде и иметь хорошие социальные навыки. Эти качества признают и многие руководители. Неудовлетворенность собой вынуждает сотрудников прилагать дополнительные усилия по отношению к клиентам и рабочему процессу. Синдром самозванца описали в 1978 году психологи Полина Клэнс и Сюзанна Эймс. Уже тогда у таких людей отмечали более высокую социализацию.
«Люди, склонные к синдрому самозванца, сильнее ориентированы на окружающих», — комментирует психолог-бихевиорист Басима Тьюфик из Массачусетского технологического института. «Поэтому их эффективность в коммуникациях выше». Это достоинство не умаляет и качества работы. Среди сотрудников инвестиционной фирмы более склонные к синдрому оценивались как более готовые к взаимодействию с командой, но это не компенсировало и их индивидуальной эффективности. На следующем этапе брали интервью у врачей-стажеров. У ребят со склонностью к синдрому самозванца оказались более качественные отношения с пациентами, о них отзывались, как о более чутких и слышащих.
Очевидно, синдром самозванца включает гиперкомпенсацию, но психологи не хотят и игнорировать ущерб, который он наносит психике. У таких людей снижена самооценка, поэтому руководство не должно поощрять или искусственно вызывать его у подчиненных. Положительный результат есть, но будут и сценарии, где все совсем наоборот — например, в местах, где практически нет коммуникций и сотрудник зациклен на себе и своих обязанностях.
В конце концов, пресловутый синдром самозванца не бесконечен. Со временем люди укрепляются на позициях, повышают навыки и начинают меньше тревожиться, что их уличат в некомпетентности. Ученые планируют продолжать изучение вопроса, чтобы понять, как синдром влияет, например, на креативность и проактивность.Источник — Academy of Management Journal
Источник: