Современная наука о мозге зародилась в начале ХХ века. Одним из ее направлений стали исследования в области «производительности» и эффективности работы человеческого мозга. Ученых интересовала степень его загруженности, и, если данный показатель невысок, то как заставить работать мозг на 100 %.
Первые сведения об изучении человеческого мозга встречаются в шумерских записях, относящихся к четвертому тысячелетию до нашей эры. В результате археологических раскопок были также найдены черепа со следами трепанации, что свидетельствует о проводимых уже тогда нейрохирургических операциях.
Живой суперкомпьютер
Нередко функции мозга сравнивают с работой компьютера, хотя это сравнение весьма условно. Наш живой «компьютер» состоит примерно из 100 млн. нейронов. По словам директора Института мозга человека академика Святослава Медведева, чтобы описать взаимодействия между ними потребуется компьютер с памятью, по объему сравнимой с числом частиц видимой нами Вселенной.
Информация распространяется в мозгу со скоростью 1400 м/сек. Компьютер это делает намного быстрее – фактически со скоростью света. Однако в плане энергоэффективности – он абсолютный аутсайдер. Энергозатраты мозга сопоставимы с мощностью автомобильного аккумулятора, в тоже время только на охлаждение мощных компьютеров расходуются десятки киловатт.
По разным оценкам, наш мозг – это настоящая Terra Incognita, изученная в лучшем случае на 15 %. По-прежнему тайной за семью печатями остается то, как нейроны организуются при столь медленной работе мозга, при этом его эффективность оставляет далеко позади все достижения самых современных компьютеров.
Миф о «ленивом» мозге, работающем на 10 % от своих возможностей
Многие годы, начиная с конца XIX века, в научных и околонаучных кругах сформировался миф о том, что человек в повседневной жизни задействует всего 10 % возможностей мозга, в то время, как оставшиеся 90 % – «простаивают» без дела.
Оказалось, ученые в процессе исследований ошибочно решили, что из многих миллиардов нейронов генерируют импульсы лишь небольшая часть из них, а остальные «остаются не у дел».
Все на самом деле обстоит не совсем так, а если точнее, совсем не так. Наш мозг «поделен» на множество отделов, отвечающих за выполнение конкретных задач – передвижение, речь, кровообращение, работу сердца, мышц, мышление и многое другое.
К примеру, у человека, занятого чтением, задействованы нейроны, отвечающие за зрение, внимание, усвоение прочитанного и память. Ему в это время ни к чему «напрягать» нейроны, запускающие процесс ходьбы, пищеварения и другие, не связанные с чтением, поэтому они остаются неактивны, как бы находясь в «режиме ожидания».
Представьте, если одновременно начнут «работать» все наши когнитивные нейроны. Наш организм просто пойдет в разнос от невозможности выполнять одновременно десятки несовместимых друг с другом функций. Мозгу потребуется огромное количество энергии, которую придется постоянно чем-то пополнять.
Печальный пример, когда возбуждение в мозге значительно «перекрывает» торможение – эпилепсия. Во время эпилептического припадка у больного происходит активизация даже тех нейронов, которые должны «отдыхать».
Возникает что-то вроде цепной реакции: возбуждение бесконтрольно переходит с одних нейронов на другие, формируя своеобразное «цунами», которое в итоге «накрывает» моторные нейроны. В результате происходит непроизвольное сокращение мышц, и у больного начинаются судороги с потерей сознания.
Поэтому такой проблемы «как включить мозг» на все 100 и заставить его работать в полную силу не существует. Пытаться решить ее – это все равно, что ломиться в открытую дверь. Учеными точно установлено: наш мозг постоянно работает и все время «занят» (даже, когда мы спим), но делает это без всякого принуждения, очень рационально, не в ущерб всему организму, экономно расходуя энергию.
Как известно, природа не терпит пустоты и не содержит ничего лишнего. Если бы человеческий мозг действительно расходовал не более 10 % своего потенциала, то в процессе эволюции природа просто избавила бы нас от «нерабочей» его части.
Как заставить мозг работать быстрее и эффективнее
Итак, одновременная активность всех нейронов мозга невозможна. Но при этом человеку ничто не мешает заставить работать свой интеллект более эффективно. Все дело в нейронных связях, которые формируются в человеческом мозгу с первых минут его появления на свет.
Учеными установлено, что количество нейронов у ребенка даже больше, чем у взрослых, но при этом связи между нейронами отсутствуют. В результате младенец не умеет слышать, видеть, разговаривать и понимать речь. Всему этому он учится постепенно, по мере формирования нейронных связей.
Начиная с рождения, человек совершенствуется физически, духовно, интеллектуально, что подразумевает формирование новых нейронных связей. Однако время неумолимо и на закате жизни по разным причинам наш живой компьютер начинает давать сбои.
Современная наука предлагает множество методик по развитию своих способностей и профилактики старения мозга. Следует всегда помнить о неотделимости его от тела и необходимости постоянно заботиться о них. Так не следует перегружать себя, чередуя работу с полноценным отдыхом. Не стоит зацикливаться на одной работе, «разбавив» ее интересным делом для души.
Для тренировки памяти можно выучить стихотворение или запомнить чередующиеся в разных вариантах ряды букв или цифр. Не помешает и тренировка моторики. К примеру, правше (левше) периодически пробовать чистить зубы «неудобной» рукой.
Есть упражнения на помехоустойчивость. К примеру, попытаться запомнить текст или номер телефона, когда звучит громкая музыка или кто-то сбивает, произнося случайный набор цифр. Простейшая тренировка внимания – найти отличия на двух картинках.
Источник: