Юбилей Бориса Эйфмана отметит Первый канал

Документальный фильм «Пространство жизни Бориса Эйфмана» покажет Первый канал 21 июля 2021 года к 75-летию хореографа. Для этого проекта Эйфман дал интервью Анатолию Малкину и откровенно рассказал о своей жизни и творчестве.

Мальчик из города Рубцовска Алтайского края, родившийся в семье инженера и врача, сочинил свой первый балетный спектакль в 15 лет. Борис Эйфман вспоминает те годы: как в нем родилось желание сочинять балеты и как это желание переросло в уверенность после встречи с легендарным советским хореографом Леонидом Якобсоном. Юный Эйфман услышал от мастера сцены слова, которые стали для него знаковыми:

— Балетмейстерами не становятся, балетмейстерами рождаются.

Эйфман не просто убедил себя в том, что он рожден балетмейстером, он доказывает это всю свою жизнь. Приехав в Ленинград, он сразу влюбился в этот город. Сейчас, спустя многие годы, стоя на Адмиралтейской набережной, Борис Эйфман вспоминает, какую клятву он дал здесь городу. Любовь к Ленинграду — Санкт-Петербургу была настолько значимой для его творчества, что не дала ему эмигрировать. Даже в те тяжелые годы, когда его спектакли не пропускали, называли его хореографию «порнографией», а его самого считали «диссидентом на пуантах» и открыто предлагали уезжать из страны, он оставался здесь, считая, что творить может только в питерской атмосфере.

В зале Академии Ваганова, где 21-летний Борис Эйфман начал работать как хореограф, он вспоминает, как нашел свой путь, свою особую нишу в балетном мире. Говоря о великих именах классического балета, он признается, что уже тогда понял, что вместе с ними он быть не хочет, но мечтает творить рядом с ними. С большим трудом Эйфман создавал свой театр. К нему в труппу приходили неудачники, которые не нашли себя в классическом балете. А он переделывал их «под себя», и они становились звёздами. При этом Эйфман признается, что отношения с артистами у него складывались непросто, а ревность и ссоры задевают его до сих пор…

Его балеты – это психологические притчи на литературной основе. Балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Идиот», «Братья Карамазовы» уже стали классикой театра балета Эйфмана, хотя его авторская интерпретация материала нередко вызывала неоднозначную реакцию. Хореограф объясняет свою трактовку и рассуждает о литературе, которая вдохновляет его.

В фильме Борис Эйфман рассуждает о признании, судьбе, о любви, счастье, страхах, о возрасте и семье, о том, что волнует его, как и многих других людей. При этом он не устает повторять, что вся его жизнь – «попытка выйти за рамки простого обывателя», поэтому и оценивать его нужно иначе.

Эфир в 00.15.

Источник: znamenitka.ru