Оценка: 8 из 10
Блокбастер «Отряд самоубийц: Миссия навылет» вышел в российский прокат 5 августа 2021 года. Режиссёр: Джеймс Ганн. В ролях: Марго Робби, Идрис Эльба, Джон Сина, Юэль Киннаман, Джай Кортни, Питер Капальди, Давид Дастмалчян, Сильвестр Сталлоне, Майкл Рукер, Даниэла Мелшиор и другие.
Студии Warner Bros. можно припомнить дюжину сомнительных, противоречивых, возмутительных по отношению к фанатам решений касаемо построения их собственной киновселенной по комиксам DC, что, по сути, предопределило их поражение в негласном противостоянии с конкурентом из «Мышиного дома». Однако всего одним телефонным звонком боссы Warner умудрились совершить свой, пожалуй, самый своевременный, грамотный и попросту выигрышный жест в сторону творческой свободы, креатива и завоеванию зрительской любви.
Как только «Дисней» попытался «отменить» своего наиболее самобытного ремесленника за твиты столетней давности, уволив того с поста режиссёра третьих «Стражей галактики», «Уорнеры» решили ковать железо пока (в твиттере) горячо и тут же пригласили Джеймса Ганна к себе, предложив ему любую их франшизу на выбор и гарантировав полную свободу передвижения. Джеймс, недолго думая, остановился на «Отряде самоубийц», прежде опошленном фильмов 2016 года и яро нуждающемся в свежем переосмыслении. Marvel может славиться своим умением вытаскивать никому не известных инди-режиссёров из фестивального лимбо и давать им шанс проявить себя в крупном студийном кино (как правило, их работа в итоге трудноотличима друг от друга), но как бы Кевин Файги и его команда не старались акцентировать наше внимание на персоне режиссёра, с каждым их новым фильмом и теперь уже сериалом режиссура становится всё больше и больше похоже на творение нейросети, а не человека с головой на плечах.
Понятие «автор» в блокбастерном кино – уже почти что моветон: постоянно нужно считаться с десятком людей, попытаться не обидеть чем-то сотню и угодить тысяче. В DC с «авторами» тоже особо не церемонятся – все мы помним эпопею с Заком Снайдером и его наполеоновскими планами на трилогию, которым уже не суждено сбыться. Однако приход Джеймса Ганна знаменует единичное (скорее всего) исключение – человеку предоставили такой творческий контроль, который бы он никогда бы в жизни не получил в Marvel. Новый «Отряд самоубийц» получился взрывоопасным, весёлым, кровавым, смелым и непредсказуемым настолько, насколько кинокомикс может оказаться таковым. Здесь есть мат, пошлости, множество убийств и графического насилия, при этом же куча всяких милых зверюшек, душевных историй, трогательные отношения между персонажами и шутки, предназначенные под любое чувство юмора. Перед нами редкий блокбастер по комиксам, который умещает в себя столько зачастую несовместимых, конфликтующих элементов, играет с тональностью и настроением, тасует высокое с низким столь бессовестно, что получившееся на выходе кино, к удивлению, достигает мишени так быстро и точно, будто бы по туннелю, проделанному пулей побольше.
«Отряд самоубийц» Джеймса Ганна можно смотреть без привязки к другим фильмам DC, без знания их вселенной, без комиксного бэкграунда – и получать при этом максимум удовольствия. С катастрофой, именуемой так же «Отрядом самоубийц» Дэвида Эйра, есть связь в лице нескольких персонажей, однако каждый из них здесь раскрывается по-новому и даже прошаренный фанат киновселенной признает, что у Ганна они – лучшие версии самих себя. Любимица публики Харли Квинн (Марго Робби) после неудачного сольного «птичьего» полёта (эта неудача, кстати, своеобразно обыгрывается в фильме через ненависть к птицам) снова предстаёт перед нами королевой безумия с очаровательной придурью, а не как жертва абьюза. Нынешняя Харли безумствует от души: влюбляется в диктатора, хранит загадочное копьё мертвого немца для высшей цели, обстреливает спецназ в замедленной съёмке словно героиня азиатских боевиков Сиона Соно.
Полковник Рик Флаг (Юэль Киннаман), который у Эйра был «капитаном уныние», у Ганна получил достойное повышение по рангу – теперь всё так же на втором плане, но зато к финалу только попробуйте сказать, что не прониклись Флагом. Хотя, казалось бы, почему так? Подумаешь, в одной сцене ему прописали хороший монолог, в другой дали несколько секунд поблистать в экшене, в третьей – подчеркнули его сюжетную важность через бесперебойный моральный компас и тёплые дружеские отношения с Харли. Ведь пустяки же, но как точно и умело наносят штришки на бумаге скучному и откровенно вторичному персонажу, что ты ко второй половине фильма уже не можешь скрыть к нему симпатии.
И вот в этом вся магия нынешнего «Отряда». Ганн не то чтобы усердно прописывает персонажей, распыляя их предыстории и детские травмы на 15-минутные блоки, он больше занят тем, что поддерживает повествование в таком тонусе, что фильм буквально не знает, что такое пресловутое «провисать перед третьим актом» и не даёт заскучать ни на минуту. И вот в таком сумасшедшем ритме, где постоянно что-то происходит, кого-то убивают, кто-то проводит спасательную операцию в джунглях, Ганн точечно выстраивает раскрытие персонажей. Раз – драма отцов и детей, два – конфликт долга и чести, три – детская травма и нехватка материнской любви, четыре – проблемы с коммуникацией и преодолением собственных страхов. По минуте здесь, по диалогу там, непринуждённо, но необходимо – в итоге работает каждая из поднятых тем, но ни разу не забредает на территорию морализаторства.
Нынешний «Отряд самоубийц» — это ещё и пособие по работе с персонажами, по их взаимодействию между собой и сюжетной важности. О сюжете, кстати, не говорим намеренно, потому что гораздо любопытнее разобраться в механизмах, позволяющих очередному супергеройскому фильму о спасении мира выделиться из серых масс и выстроить эмоциональную связь со зрителем. Это во многом достигается как раз за счёт персонажей, через которых Ганн снова вводит знакомый по его дилогии «Стражей» мотив семьи – настоящей и суррогатной (после этого смотреть на «Черную Вдову» без сожалению уж точно не получится).
Номинально главным героем здесь является Бладспорт (на Идриса Эльбу в большом блокбастере смотреть одно удовольствие) – крутой наёмник, которому приходится работать на Аманду Уоллер (всё та же Виола Дэвис), чтобы огородить дочку от неприятностей. Ему компанию составляет дуболомный Миротворец (человек-мем Джон Сина, наконец, осознал свой мемный потенциал и не пытается «играть», как в недавнем «Форсаже»), эдакий суперсолдат, готовый ради мира во всём мире переубивать абсолютно всех. Ещё есть два уморительных персонажа – чудаковатый Человек в горошек (Давид Дастмалчян), которому везде видится его мамаша, и огромная антропоморфная Акула (Сильвестр Сталлонена озвучке), любящая читать книжки вверх ногами. Однако сердцем же всего отряда да и фильма в целом становится Крысолов 2 (малоизвестная португальская актриса Даниэла Мелшиор, к которой вот-вот придёт мировая слава).
Постоянные словесные перепалки и мерение достоинствами Бладспорта и Миротворца, конечно, прекрасны, однако именно Крысолов 2 и её очаровательный ручной крыс Себастьян выступают в роли сцепления во всех разгонах фильма. Сблизить героев, подобрать к ним ключ, найти общий язык – это всё через неё, заодно – доказать, что в нынешней вариации отряда каждый его участник уникален и незаменим (а не то, что было в прошлый раз у Эйра – вы вообще хоть что-нибудь помните из того фильма?). Это ещё одно доказательство, что в супергеройских фильмах с кучей персонажей решает не количество (да и не качество) экшена, а динамика между ними, умение режиссёра работать с актёрами и выстраивать баланс между личностями и вымышленными персонажами в каждом конкретном случае, и применить это на весь свой звёздный актёрский состав. Яркий тому пример: на фоне брутальных Эльбы и Сины совершенно в ином свете предстаёт Киннаман, ничуть не уступая им по харизме в совместных сценах.
Джеймс Ганн, тот ещё гик, фанат трэша и любитель безграничного угара, остался верен себе. Его взрослый и убойный «Отряд самоубийц» — это раскатистое безумие с продолжительным эффектом. Это безудержное веселие под отборный саундтрек (пусть в этот раз песни не вгрызаются в сознание как The Chain, зато каждая из них на своём месте). Это яркие персонажи и бодрый сюжет, в котором нашлось месту и трогательным моментам, и огромной морской звезде, и эстетике второсортных боевиков. Это самый смелый и упоительно безрассудный кинокомикс последних лет. Это, в конце концов, редкое свидетельство авторства в эпоху обезличенного студийного производства.
Источник: