Олег Нестеров покажет «Три степени свободы» советской киномузыки, начиная с Альфреда Шнитке

Запуск нового мультимедийного проекта Олега Нестерова «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР» состоится 26 ноября 2021 года. Проект посвящен киномузыке Альфреда Шнитке, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Моисея Вайнберга, Гии Канчели и Софии Губайдулиной. В этот день заработает сайт musicinema.ru, в издательстве «Порядок слов» выйдет книга «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР. Альфред Шнитке», а на цифровых платформах появится музыкальный сборник.

— Советская киномузыка — мировой феномен. Шостакович, Прокофьев, Вайнберг, Шнитке, Канчели, Губайдулина — нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино, — говорит Олег Нестеров, который начал работать над проектом пять лет назад. — При этом киномузыка в СССР часто являлась самым свободным проявлением в искусстве. Существуя официально, в то же время она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма». Этот феномен в должной мере не проявлен и до конца не исследован. И есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда — забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала. Отделять музыку от кадра и соединять с вечностью – так можно сформулировать главную задачу проекта. Найти раздельные магнитные фонограммы (без диалогов и шумов) в архивах киностудий и фондов, заглянуть в частные архивы, отреставрировать и сделать хороший ремастеринг. Подавляющее большинство этой музыки никогда и нигде не издавалось, её нет в цифровом пространстве, а значит она не существует в современном мире.

Первая часть проекта расскажет о кинонаследии Альфреда Шнитке, написавшего музыку к десяткам фильмов, среди которых «Комиссар», «Агония», «Спорт, спорт, спорт!», «Восхождение», «Фантазии Фарятьева», «Маленькие трагедии», «Экипаж» Александра Митты и «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Именно она будет представлена на первом музыкальном сборнике.

— Книга — это самый полный источник информации в проекте, на сайте её будет меньше и структурирована она будет по-другому, — рассказал Нестеров. — Книга – для медленного чтения. Сайт – навигация и трамплин. В книгу вставлены QR-коды, можно по месту слушать звуковые фрагменты, уходить в фильмографию — смотреть фильмы, и каталог всех произведений с возможностью прослушивания. В книге нет ни одного моего слова – она составлена из живой речи самого композитора, а также комментариев участников, очевидцев и исследователей описываемых событии. Мне хотелось придать собранным материалам форму дневниковых записей Альфреда Шнитке, окруженных голосами других людей.

В числе этих комментаторов режиссеры Александр Митта, Александр Сокуров, Элем Климов, Андрей Смирнов, Андрей Хржановский, Юрий Кара, киновед Наум Клейман, журналист Соломон Волков, дирижер Сергей Скрипка, музыкант Гидон Кремер, композиторы София Губайдулина и Вячеслав Артёмов и многие другие.

В рамках проекта состоятся также выставка-концерт «Schnittke Live (E+U)» с участием оркестра громкоговорителей в Петербурге (21–23 декабря в Первом павильоне «Ленфильма») и Москве (28 декабря в ДК «Рассвет»), образовательный курс на платформе Arzamas (февраль 2022 года) и выйдет двойной альбом на виниле (март 2022 года).

— Музыка Шнитке будет исполнена на Акусмониуме, «оркестре громкоговорителей», созданном для живого исполнения многоканальной музыки, — рассказывает Нестеров. — Акусмониум состоит из расположенных по всему пространству полусотни громкоговорителей различных форм, размеров, частотных характеристик, и микшера, с помощью всего этого создаётся пространственное звуковое поле. В самих принципах акусмониума заложены многослойные фактуры и теневая музыка, которые Шнитке активно использовал в своей работе. Акусмониум задумал и реализовал в конце 70-х Франсуа Бейль, сейчас его последователи продолжают развивать эту тему в Париже, Бирмингеме, Брюсселе и Вене, где созданы современные версии «оркестра громкоговорителей. Как раз из Парижа и Вены прибудет творческий десант, чтобы соединять в пространстве оригинальные фонограммы, киномузыка Шнитке будет порождать академические произведения, а те, в свою очередь, вступят во взаимодействие с музыкой к фильмам, как это и бывало когда-то в работах композитора, называвшего «делом своей жизни преодоление разрыва между E и U» – серьёзным и прикладным.

Источник: znamenitka.ru