За порогом принятия решения

Фото: gazeta-dnr.ru

Повышение напряженности на линии соприкосновения в Донбассе у Кремля вызывает озабоченность. Об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. И это все, что у НИХ вызывает?

(С.С. Сулакшин)

В преддверии очередной годовщины присоединения Крыма в российских СМИ было широко растиражировано следующее заявление президента Путина В.В.: «Когда мы последовательно и достаточно жестко действовали в Крыму, то я исходил из того, что возможны вот такие трагические события, которые мы сегодня наблюдаем в Донбассе. И именно для того, чтобы предотвратить подобное развитие событий, мы и вынуждены были предпринять необходимые действия для обеспечения свободного волеизъявления жителей Крыма». Конечной целью действий властей, по его словам, было предоставление людям возможности высказать свое мнение о том, как они хотят жить дальше.

Присоединение Крыма, когда весь народ в порыве патриотизма рукоплескал президенту, гордился своей страной и ликовал, несомненно было самым знаковым событием 2014 года, о чем, видимо, гражданам решили напомнить сейчас, когда популярность президента и правящей партии существенно пошатнулась, но сделали это настолько неуклюже, что россияне, вместо того, чтобы снова гордиться и ликовать, крепко призадумались над словами нацлидера. И очень скоро указанная новость была аннулирована по причине того, что, как выяснилось, новостью не была (роскошная формулировка), но осадочек-то остался.

Привела в недоумение хронология событий в изложении В. Путина, поскольку «жесткие действия» России в Крыму были осуществлены на месяц раньше, нежели началась Донбасская война. Как известно, референдум на полуострове состоялся 16 марта 2014 года, а тк.н. «антитеррористическая операция», проще говоря, вооруженная агрессия киевской хунты, была объявлена 7 апреля того же года. Видимо, в Кремле работали провидцы, которые превентивно защитили крымчан от возможных эксцессов украинского постмайданного режима, но провидцы странные — за две недели до крымского референдума ни трагических событий, ни присоединения Крыма они не предполагали. Так что если всерьез начинать аннулировать все загадочные высказывания президента, не вписывающиеся в сегодняшнюю пропагандистскую картину мира, то начинать надо со знаменитой пресс-конференции в Ново-Огарево от 4 марта 2014 года:

Вопрос: Можно тогда уточнить вопрос? Принимали ли мы участие в подготовке сил самообороны Крыма?

В.Путин: Нет, не принимали.

Вопрос: А как Вы представляете себе будущее Крыма? И рассматривается ли вариант его присоединения к России?

В.Путин: Нет, не рассматривается. И я вообще полагаю, что только граждане, проживающие на той или иной территории, в условиях свободы волеизъявления, в условиях безопасности могут и должны определять свое будущее. И если это было позволено, допустим, сделать косоварам, косовским албанцам, если это было позволено сделать вообще во многих частях света, то право нации на самоопределение, закрепленное, насколько мне известно, и в соответствующих документах ООН, никто не отменял. Но мы ни в коем случае не будем провоцировать никого на такие решения и ни в коем случае не будем подогревать такие настроения.

Золотые слова насчет граждан, которые могут и должны определять свое будущее, вот только к жителям Донбасса Владимир Владимирович их категорически отказался применить, не признав Референдум 11 мая 2014 года о независимости русского региона от постмайданной Украины и ограничившись «уважением» к народному волеизъявлению. А вскоре, не долго думая, состряпал печально известные «минские соглашения», живодерски растерзавшие регион на две неравные части — киевским партнерам побольше, Республикам поменьше, но со столицами. Возникли бессмысленные и труднопреодолимые границы между ЛНР и ДНР, по поводу которых уже семь лет негодуют дончане и луганчане. До сих пор длится война в Донбассе, гибнут защитники края, мирные жители, а российские официальные лица что-то рассказывают о «бессрочном перемирии» и безальтернативности ОРДЛО в составе Украины.

И многие граждане уже начинают подозревать неладное, задаваясь вполне логичным и требующим такого же внятного и прямого ответа вопросом: «Наша цель какая — услышать выбор жителей Донбасса, хотя бы той ее части, которая находится под контролем народных республик или запихнуть эти регионы обратно на Украину?.. Нехорошо получается перед жителями Донбасса, Крым с распростертыми руками приняли, а здесь как бы записали людей в другую категорию. А между прочим и там и там русские, наши люди».

В 2015 году президент Путин дал интервью итальянской газете Il Corriere della Sera, которое в случае чего аннулировать будет несколько затруднительно — все-таки зарубежное издание, а там было сказано много интересного, просто о нем почему-то редко вспоминают. Например, вот такой пассаж: «Считаю, что документ, который мы согласовали в Минске, он называется «Минск-2», это самый правильный и, может быть, на сегодняшний день единственный выверенный путь к решению этой проблемы… Мы, конечно, со своей стороны делаем и будем делать все, что от нас зависит, чтобы оказать влияние на власти непризнанных, самопровозглашенных республик – Донецкой и Луганской республик (то есть со всем уважением к народному волеизъявлению о независимости, будем граждан ЛДНР ломать через колено, чтобы они сами на Украину начали проситься — или как еще это расценить?)

Кстати говоря, лидеры самопровозглашенных республик публично заявили, что при определенных условиях, имеется в виду исполнение этих договоренностей в Минске, они готовы рассмотреть возможность считать себя частью украинского государства.

Вы знаете, крымский сценарий связан не с позицией России, он связан с позицией людей, которые проживают в Крыму. Все наши действия, в том числе и действия силового характера, заключались не в том, чтобы отторгнуть эту территорию от Украины, а предоставить возможность людям, которые там проживают, высказать свое мнение по поводу того, как они хотят устроить свою жизнь. В Донецке и Луганске люди проголосовали за независимость, и там ситуация другая. Но самое главное, что мы все должны усвоить, – что нужно уважать всегда настроение и выбор людей».

Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище ©. Казалось бы, лидер не последней державы, собиратель земель русских и печальник о самом разделенном в мире народе, но сам себе противоречит, сам себя опровергает, юлит и выкручивается. Пытается свалить минские договоренности на «самопровозглашенные» ЛДНР, которые якобы при каких-то условиях готовы вернуться на Украину, мол, я тут ни при чем, они сами так хотят, но при этом тут же сообщает, что жители Донецка и Луганска проголосовали за независимость и нужно уважать их выбор.

Знающие люди говорят, что самый верный способ сделать так, чтобы тебя не поймали на вранье — не врать. А у официальных представителей Кремля, когда речь заходит о Донбассе, начинается какое-то патологическое словесное недержание, причем самого нелепого и противоречивого свойства. Как, например, понимать глубокую мысль «мы в Крыму предотвратили трагические события, которые мы сегодня наблюдаем в Донбассе»? Очень благородно, но почему тогда в Донбассе не предотвратили — или одних спасаем, а другие обойдутся? И опять случай так называемого вранья: когда московским стратегам выгодно одно, то «войны в Донбассе нет», сплошные перемирия и «внутреннее дело», а когда выгодно другое, тогда «трагические события», полностью оправдывающие смелое вмешательство в дела суверенного партнера дабы защитить «выбор людей».

Сейчас модно попрекать жителей Донбасса тем, что они вышли на Референдум, чтобы было как в Крыму. Да, вышли, и что? Путин же сам сказал, что не хотел, чтобы в Крыму было как в Донбассе, так и в Донбассе не хотели. И имели на поддержку России не меньше прав, нежели жители полуострова. На историческом Северодонецком съезде 2004 года, ставшем бурной и массовой политической реакцией на оранжевый переворот в Киеве, Луганский облсовет большинством голосов принял решение о создании Автономной Юго-Восточной Украинской Республики и в этот же день депутаты обратились к президенту РФ Владимиру Путину за поддержкой. К Луганской присоединились Донецкая, Днепропетровская, Житомирская, Запорожская, Кировоградская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская, Херсонская, Черниговская области, Крымская автономия и город Севастополь. Все были в одной лодке, но тогда Владимир Владимирович самоустранился, объявив, что уважает суверенитет Украины.

Летом 2006 года состоялись многотысячные пикеты противников НАТО в городе Феодосия, которые проходили также в Донецке, Днепропетровске, Запорожье, Одессе, Николаеве. Участники антинатовских протестов вспоминают, что когда в Феодосию приезжали активисты из Донбасса, то им (никому не в обиду будь сказано, просто констатация факта) местные жители говорили: «Не надо нам портить туристический сезон своими акциями». Мериться русскостью и патриотизмом между крымчанами и жителями Донбасса особого смысла нет — всякое бывало, в данном случае важно то, что Москва взяла на себя право решать, кого спасать от трагических событий еще до их наступления, а кого не жалко. Да и Весна 2014 года поначалу была Русской, это потом ее переименовали в крымскую. Так что закройте, пожалуйста, свое окно Овертона в Кремле — сильно дует и дурно пахнет. А если снова обратиться к ново-огаревской конференции (благо, ее пока не аннулировали), там было сказано буквально следующее:

Вопрос: Понятно, что сейчас наиболее пристальное внимание приковано к Крыму. Но мы видим, что происходит в других регионах Украины на востоке, на юге. Видим, что происходит в Харькове, Донецке, Луганске, в Одессе. Там люди поднимают российские флаги над административными зданиями, призывают Россию помочь, обращаются за поддержкой. Россия будет как‑то реагировать на происходящее?

В.Путин: А Вы считаете, что у нас нет никакой реакции? Только, по‑моему, сейчас уже битый час эту реакцию обсуждаем. Но в некоторых случаях для меня то, что происходит, является неожиданным… Не буду сейчас говорить, что конкретно имею в виду, но такая реакция, в принципе, она ожидаемая (вот опять тот же загадочный симптом — неожиданное, но ожидаемое)… Конечно, люди, которые в восточной части живут, они понимают, что они за порогом принятия решения оказались».

И если в конце многолетних мытарств крымчанам все-таки повезло быть жителями региона, который нужен Москве, то граждане ЛДНР оказались русскими «второго сорта». Метрополия оказывает им умеренную гуманитарную, политическую и экономическую поддержку, но дальнейшая судьба Республик темна и непредсказуема, не говоря уже о жителях исторической Новороссии, остающихся в бандеровской оккупации практически без всякой надежды на помощь России.

Как считает профессор С.С. Сулакшин, автор Программы переустройства России «Настоящий социализм»: «Дело очевидно идет к войне под чужим флагом. Так это называется в теории современной гибридной войны. Скорее всего, Украину ее далекие хозяева все-таки стравят с Россией. Конечно, ситуация очень вариативная, очень неустойчивая. Но то, что там реализуется стратегический замысел далекого Хозяина, нет сомнений. Как нет сомнения и в том, что Путину, как Президенту и Верховному главнокомандующему решение принимать придется — в этом сомнений нет. А вот будет ли оно таким же «никаким», будет ли вновь обусловлено приездом очередного Буркхальтера с ультиматумами, еще увидим. В одном я полностью определен — Путину, и в Путина верить нельзя. Решение будет скорее всего опять «никаким».

Подобная перспектива выглядит в глазах жителей Донбасса, мягко говоря, не слишком вдохновляющей, к тому же дают себя знать семь лет войны, блокады, неопределенности, непризнанности и шельмования со всех сторон и «не-сторон» конфликта, фронт гремит, пылает и кровоточит, а киевская хунта между тем готовит наступление на Республики. И неизвестно, вспомнит ли в решительный момент Россия, что еще никто не приносил стольких жертв, как жители Донбасса, чтобы отстоять свое право быть русскими. Или же, как изящно выразился нацлидер, нас снова оставят за порогом принятия решения, но на этот раз уже необратимо.

Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Источник: narzur.ru