Новости экономики 11.11.2021

Фото: Вася Ложкин

Россияне не смогли расплатиться по каждому второму «займу до зарплаты»

Доля просроченных займов «до зарплаты» (PDL, потребительские микрозаймы, предоставляемые на сумму не более 30 тыс. рублей на срок до 30 дней — прим. ТАСС) по итогам первого полугодия 2021 г. составила порядка 55-57%. Об этом сообщил директор департамента микрофинансового рынка Банка России Илья Кочетков.

«Просрочка у нас в среднем по рынку микрофинансирования сейчас составляет порядка 28%, но при этом очень сильно эта просрочка разнится от вида займа, например, по PDL у нас просрочка сегодня порядка 55-57%», — сказал он на комитете Госдумы по финансовому рынку.

В свою очередь заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин добавил, что регулятор стремится к присутствию на данном рынке «более дорогих» участников, которые в то же время будут обеспечивать легальный спрос своим предложением.

«Если мы думаем, что завтра мы уберем все микрофинансовые организации с рынка и спрос исчезнет, это большая ошибка. Он просто будет находиться в тени, что и происходит, когда время от времени мы подкручиваем гайки — и участники рынка не успевают перестроиться», — рассказал он.

Представитель ЦБ отметил, что сегодня в РФ функционирует порядка 6 тысяч микрофинансовых институтов, при этом совокупное количество заемщиков превышает 18 млн человек, а совокупный портфель приближается к 400 млрд рублей. В то же время по состоянию на 2013 год в РФ было около 20 тысяч микрофинансовых институтов, а портфель составлял примерно 60 млрд рублей, пояснил он.

«Сокращение микрофинансовых институтов произошло за счет того, что мы намного строже стали относиться к тем субъектам микрофинансирования, которые находятся в реестре и так себя позиционируют, но либо не осуществляют реально эту деятельность, либо осуществляют ее со значимыми нарушениями. Все эти субъекты мы стали выводить с легального поля», — пояснил зампред ЦБ.

***

В правительстве назвали реальной ценой бензина 65 рублей за литр

Бензин на российских заправочных станциях стоил бы на 15 рублей дороже, если бы не комплекс мер, предпринятых правительством. Об этом в интервью «Коммерсанту» в среду заявил глава Минэнерго России Николай Шульгинов.

«Кто только не ругает демпфер», — сказал он, имея в виду механизм, в рамках которого бюджет доплачивает нефтяным компаниям, если экспортные цены на бензин выше российских, таким образом стимулируя поставки топлива на внутренний рынок.

Согласно материалам Минфина, в общей сложности в этом году такие выплаты составят 1,022 триллиона рублей и станут рекордными за все время существования схемы, запущенной в 2018 году в ответ на бензиновый кризис.

По данным Росстата, на 1 ноября бензин в России в среднем стоил 49,31 рубля за литр. Таким образом, по оценке Минэнерго, без сдерживающих механизмов он мог бы стоить почти 65 рублей.

Литр Аи-92 вместо текущих 46,37 рубля продавался бы по 61,37 рубля, а за литр Аи-95 приходилось бы платить 65,17 рубля вместо 50,17 рубля сейчас.

«Если бы не было демпфера, по нашим оценкам, бензин был бы дороже рублей на 15, — сказал Шульгинов. — Мы следим за ситуацией с ценами на бензин. Нельзя просто так корректировать демпфер, надо понимать для чего, но в случае необходимости корректировки могут обсуждаться».

Министр подчеркнул, что глобальная корректировка демпфера сейчас не обсуждается.

С начала года бензин в России подорожал на 3,2 рубля. Аи-92 11 января стоил 43,46 рубля, а к 1 ноября ценник увеличился до 46,37 рубля.

Литр Аи-95 после Нового года стоил 47,24 рубля, а сейчас достиг 50,17 рубля. Аи-98 стал дороже на 4,15 рубля и продается в среднем по 58,05 рубля за литр.

Проект бюджета на 2022-24 гг предполагает дальнейшие выплаты нефтяникам по демпферному механизму: 940 млрд рублей в следующем году, 883 млрд через год и 897 млрд в 2024-м.

***

Российские банки столкнулись с кассовым разрывом и заняли триллион у ЦБ


Российские банки резко увеличили займы рублей у ЦБ РФ после шестого подряд повышения ключевой ставки в октябре.

Хотя деньги центробанка стали дороже, а большинство его операций проводятся по ставкам выше ключевой (8,5-9,25% годовых), спрос на кредиты регулятора неожиданно подскочил втрое и достиг рекордных в этом году уровней.

Объем обеспеченных кредитов, которые ЦБ выдал банкам, с 295,1 млрд рублей на 21 октября вырос до 961,3 млрд на 9 ноября.

Общий долг кредитных организаций перед регулятором с учетом операций репо и валютный своп достиг 1,088 триллиона рублей и стал максимальным с декабря 2020 года.

Спрос на деньги резко вырос с началом текущей недели: в понедельник и вторник ЦБ залил в банки больше 600 млрд рублей, следует из его статистики.

С учетом средств, которые банки изъяли с депозитов в центробанке из его купонных облигаций, за один день в среду, 10 ноября, суммарный приток ликвидности в систему составил около 1,2 триллиона рублей, оценивают аналитики Сбербанк CIB.

Займы понадобились банкирам к окончанию периода усреднения, когда наступает срок отчитаться по нормативам. «Возможно, у мелких и средних банков сформировался временный кассовый разрыв», — пишут аналитики Росбанка. К этому могли привести перетоки депозитов корпораций, которые ищут доходности после повышения ключевой ставки.

Банки занимают рубли у ЦБ, чтобы «поддерживать норматив краткосрочной ликвидности (НКЛ) на требуемом уровне», пишет Сбербанк CIB. Речь идет о сумме, которую кредитные организации должны держать в резерве, чтобы покрыть прогнозируемые оттоки клиентских средств в ближайшие 30 дней.

Рублевый голод банкиров может усилиться в ближайшие недели из-за необходимости крупных расчетов с бюджетом. 16 ноября истекает срок операций репо с Минфином на 500 млрд рублей — это временно свободные деньги казны, размещенные в банковской системе под процент.

Следом, в конце месяца, наступает срок погашения по аналогичным депозитным операциям бюджета. Все это может повысить спрос на ликвидность от ЦБ в целях удовлетворения НКЛ и смежных индикаторов, предупреждает Росбанк.

***

В России создадут еще одну госкорпорацию

Российские власти намерены продолжить увеличение доли государства в экономике, которая, по оценкам Moody’s, уже достигает 40-50%.

Еще одна госкорпорация может быть создана в стране, чтобы консолидировать отрасль судоходства, представленную в основном частным бизнесом.

Как сообщают «Ведомости», единая судоходная госкомпания должна стать общероссийским заказчиком строительства и владельцем пассажирских и грузопассажирских судов. Проработать возможность ее учреждения и найти финансирование к 30 ноября поручено Минфину, Минтрансу, ФАС, Минпромторгу.

Сейчас в России около 80 круизных судов, которые осуществляют туристические перевозки по внутренним маршрутам. Они принадлежат частным компаниям, крупнейшие из которых «Водоходъ», «Мостурфлот», СК «Инфофлот», «Донинтурфлот», «Пассажирский флот», «Спутник-Гермес».

При этом две трети судов работают за пределами сроков своей эксплуатации: средний возраст флота составляет 38 лет, а круизных судов — 49 лет.

Пассажирские перевозки на речном транспорте являются социально значимыми, пояснил позицию государства источник «Ведомостей» Объединенной судостроительной корпорации: они не генерируют достаточно денежного потока, чтобы компании могли из собственных средств строить и закупать новые суда.

Государству же развитый флот необходим, чтобы перевести россиян преимущественно на внутренний туризм, как того требует отраслевой нацпроект, рассчитанный до 2030 года.

Его цель — удвоить число внутренних поездок по стране за 10 лет. Если в 2019 году по России путешествовали 65 млн человек, то в 2030-м это должно быть 140 млн.

Вклад отрасли в ВВП должен вырасти в 2,2 раза — с 3,7 до 8,2 трлн рублей, а число рабочих мест в отрасли — на 68%, до 4,5 млн человек.

***

Минпромторг предложил в 9 раз повысить утильсбор на электромобили

Минпромторг РФ предлагает повысить утилизационный сбор для электромобилей с начала 2022 года почти в 9 раз для новых машин и в 4 раза для подержанных, следует из проекта постановления министерства, опубликованного на портале проектов нормативно-правовых актов.

Как говорится в проекте, для новых электрокаров предлагается ввести коэффициент к базовой ставке в размере 14,4 (сейчас — 1,63), для машин старше трех лет — 24,1 (сейчас 6,1). При этом министерство рассчитывает, что увеличение ставок утильсбора не вызовет роста цен на автомобили российского производства, так как будет компенсировано пропорциональным увеличением господдержки программ стимулирования спроса.

Помимо этого министерство предлагает изменения в части расчета сбора на автомобили, которые ввозятся в РФ физическими лицами для личного пользования.

«Ставка утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, составит не более 4,5 тыс. руб. в отношении новых автомобилей и не более 6,5 тыс. руб. в отношении автомобилей, бывших в употреблении», — говорится в пояснительной записке.

Коэффициенты утильсбора по легковым автомобилям, ввозимых физическими лицами для личного пользования, на данный момент составляют 0,17 и 0,26 соответственно, размер базовой ставки — 20 тыс. руб.

О повышении утильсбора

Ранее Минпромторг разработал проект постановления правительства РФ, согласно которому базовая ставка утильсбора на легковые машины вырастет с 20 тыс. до 25 тыс. руб., на тяжелые грузовики и прицепы — со 150 тыс. до 187,5 тыс. руб.

В январе глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что ставки утилизационного сбора на легковые автомобили и грузовики в РФ планируется повысить на 25%. Тогда планировалось повышение в первом квартале 2021 года, однако окончательное решение так и не было принято.

***

Цена газа в ЕС рухнула на $150 после поворота вентиля «Газпрома»

Цена газа в Европе падает третий день подряд на фоне роста поставок из России.

Начав неделю на отметке 947 долларов за тысячу кубометров, фьючерс на газ нидерландского хаба TTF подешевел до 790 долларов в среду после того, как «Газпром» возобновил прокачку по трубопроводу «Ямал-Европа» и заявил о начале реализации плана наполнения своих хранилищ в Австрии и Германии.

На 14.15 мск декабрьские контракты на газ на бирже ICE в Лондоне торгуются по 66 евро за мегаватт-час, что на 9% ниже закрытия торгов накануне.

Газ с поставкой в марте стоит 770 долларов за тысячу кубов, а фьючерсы на лето 2022 года торгуются ниже 500 долларов, удерживая минимальные значения с конца сентября.

«Газпром» 8 ноября возобновил транзит газа через Польшу, который полностью остановил в начале месяца, переключив трубопровод «Ямал-Европа» в реверсный режим.

На точке входа в Германию объемы прокачки достигли 1,1 млн кубометров в сутки — рекорда с конца лета. Помимо этого, «Газпром» решил увеличить поставки через Украину и подал на 10 ноября заявку на 109,3 млн кубометров в сутки, выбрав максимальный контрактный объем.

«Газпром», напомним, в июле начал сокращать поставки в Евросоюз, а в августе прекратил продавать газ сверх контрактных объемов, ударив по рынку, который уже страдал от падения импорта СПГ и сокращения добычи в Норвегии.

На середину октября поставки газа из России оказались примерно на 30% ниже прошлогодних, что вызвало хаос на фьючерсном рынке и маржин коллы у крупнейших сырьевых трейдеров, которым пришлось откупать контракты для закрытия убыточных позиций. Это толкнуло цены почти до 2 тысяч долларов за тысячу кубометров.

В начале ноября президента РФ Владимир Путин поручил «Газпрому» заполнить собственные хранилища в Австрии и Германии, которые к началу отопительного сезона оказались практически пустыми.

Так, например, самое крупное ПХГ компании было заполнено лишь на 9,5%. В целом же Европа скопила перед зимой 82 млрд кубометров газа — на 20 млрд меньше, чем годом ранее.

***

ЕС готовит санкции против «Аэрофлота» из-за мигрантов в Белоруссии

Евросоюз рассматривает возможность введения санкций против «Аэрофлота» в качестве ответной меры на миграционный кризис на белорусско-польской границе.

Как сообщает Bloomberg со ссылкой на дипломатов, крупнейший авиаперевозчик России может попасть под санкционный удар вместе с Turkish Airlines и белорусской «Белавия» в рамках пятого пакета мер в отношении Белоруссии. Он может быть введен в декабре в координации с США и Великобританией, рассказал источник агенства.

Послы 27 стран ЕС в среду провели совещание за закрытыми дверями, где было решено, что политика Белоруссии по стимулированию притока беженцев с Ближнего Востока является «гибридной атакой».

В качестве ответа готовится пакет санкций в отношении 30 физических и юридических лиц, среди которых авиакомпании и министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей, рассказали Reuters дипломаты. Санкции, по их словам, будут обсуждаться на экспертном уровне в четверг, а в понедельник могут быть утверждены на встрече глава МИД стран Евросоюза.

Меры против «Белавиа» будут включать запрет на лизинг самолетов, впрочем, чиновникам все еще предстоит решить — требоваться ли разрыва действующих контрактов или наложить санкции только на новые, говорят источники Reuters. Какие именно санкции готовятся для «Аэрофлота» и Turkish Airlines, пока неизвестно.

Накануне премьер Польши Матеуш Моравецкий заявил, что истинным организатором «яростной атаки» границ страны является руководство России, управляющее действиями марионетки в лице белорусского правителя Александра Лукашенко.

Глава Минобороны Польши Мариуш Блащак назвал происходящее гибридной войной, цель которой — подорвать власть правительства, а затем, используя элиты, «создать панику и сделать страну неспособной к сопротивлению».

В четверг попытку договориться с Кремлем предприняла исполняющая обязанности канцлера ФРГ Ангела Меркель. В телефонном разговоре с президентом Владимиром Путиным она назвала «бесчеловечным» и «абсолютно неприемлемым» использование «белорусским режимом» мигрантов как инструмента давления на Евросоюз. Меркель «попросила российского президента оказать влияние на режим в Минске», сообщил ее пресс-секретарь Меркель Штеффен Зайберт.

Но Путин, если верить пресс-службе Кремля, ответил отказом. Он «предложил наладить обсуждение возникших проблем в прямых контактах представителей стран-членов Евросоюза с Минском», сообщил Кремль.

По словам источников Bloomberg, в ночь на среду Меркель ждала звонка от Путина в продолжение состоявшегося ранее разговора. Звонил Путин или нет и что сказал — доподлинно неизвестно. Однако ответом ЕС стала угроза санкций в отношении «Аэрофлота».

Источник: narzur.ru