«Армения готова отвести войска от границы с Азербайджаном», — заявил Пашинян, тем самым фактически отдав Азербайджану территории в Сюнике, которые в Ереване считают бесспорно армянскими, а Баку, оспаривая эту «бесспорность», полагает их своими, — и если говорить о юридической стороне вопроса,
то можно сказать много всякого, как в пользу армянской стороны, так и в пользу азербайджанской, но в сложившейся ситуации юридическая казуистика, возня со старыми картами и сотрясание архивными документами сугубо вторичны. Первична позиция Азербайджана, недавно озвученная Ильхамом Гейдаровичем:
«Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. Мы реализуем Зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Захочет, решим проще, не захочет — решим силой. Так же, как до войны я говорил, что они должны по доброй воле убраться
с наших земель, или мы выдворим их силой. Так и случилось. Такой же будет и судьба Зангезурского коридора… Прокладка железной дороги, автодороги требует времени. Поэтому на реализацию этого проекта мобилизованы все силы… Азербайджанский народ вернется в Зангезур, который у нас отняли 101 год назад»
Иначе говоря, Азербайджан, опираясь на право победителя, действует в своих национальных интересах так, как считает нужным, и формальные нюансы для него только повод, без которого можно было бы и обойтись, а Ереван (в лице Никола) действует в соответствии с указаниями, данными Николу его спонсорами, рассматривая,
как высший национальный интерес сохранение нынешних правителей у руля, — при этом, однако, всячески пропагандируя тезис о том, что вынужден это делать только потому, что РФ не хочет своими силами выгонять азербайджанских солдат с армянской земли, то есть, не соблюдает обязательства по ст. 4 Договора ОДКБ.
Нюанс тут заключается в том, что РФ не может соблюдать эти обязательства, потому что на занятом азербайджанцами участке нет документально демаркированной границы, а следовательно, нет ясности, надо защищать союзника по ОДКБ или не надо. Прежде чем защищать, границу нужно демаркировать, но, поскольку
уже понятно, что Азербайджан не уйдет, после демаркации район Черного озера останется в юрисдикции Баку, — и согласие Никола увести войска, по сути, означает, что Ереван признал потерю региона, продолжая, однако, объяснять эмоционально нестабильному населению, что виновата только Москва, которая-де не хочет
вмешаться, воздействовав на Баку силой, а стало быть, предает армянский народ. Тот факт, что вмешавшись, Кремль из «гаранта стабильности» станет стороной конфликта, причем без официальной просьбы Еревана и без «железных» юридических оснований, Николом и контролируемым им СМИ, напрочь игнорируется,
а с точки зрения Москвы, естественно, нет смысла впрягаться за Никола, учитывая, что сам Никол воевать не хочет, а силовое вмешательство «до демаркации» рассорит ее и с Баку, и с Анкарой, и со всем «цивилизованным миром», который только и ждет хоть какого-то очередного повода для усугубления воплей об «агрессоре».
Резюме: речь идет о переплетении национальных интересов.
Национальный интерес в понимании Ильхама Гейдаровича: ускорить проведение авто- и ж-д дорог между хоумлентом и Нахичеванью (т.е., Турцией), по ходу отобрав побольше территорий Сюника, и тем самым создав благоприятные условия для согласия на сохранение за армянами ничего не решающего «степанакертского огрызка». Такой размен сочтут выгодным и допустимым даже самые радикальные силы Азербайджана.
Национальный интерес в понимании Никола: любой ценой спокойно дотянуть до выборов (20 июня), остаться у власти и довести до конца все программы, предписанные ему спонсорами, в первую очередь, полное вытеснение РФ с Южного Кавказа с приходом на ее место Турции, — и при этом по максимуму разыграть карту «предательства Москвы», чтобы новая ориентация была одобрена большинством населения.
Относительно же Российской Федерации следует признать: Южный Кавказ проигран, как Балканы, там национальных интересов у неё уже нет и вряд ли когда-нибудь будут (сохранение «степанакертского анклава», хоть в составе РА, хоть даже независимого, в плане экономики и геостратегии — где-то около нуля), а есть ли у Кремля хоть какие-то национальные интересы, решается сейчас на белорусском направлении…
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: