Ученые выяснили, как верблюдам удается неделями обходиться без воды

Находки археологов подтверждают – люди одомашнили верблюда более 3000 лет назад. Все это время они были и продолжают оставаться спутниками человека, обеспечивая его мясом, молоком, шерстью. Но, возможно, самое важное достоинство верблюда – это его уникальная выносливость и способность неделями обходиться без воды, что так важно в засушливых регионах нашей планеты.

Природа как следует постаралась, чтобы сделать верблюда живым «внедорожником» пустыни. Благодаря особой конструкции носа, он может извлекать влагу из воздуха, при этом состав его крови меняется и животное лучше противостоит обезвоживанию.

Оказавшись у источника воды, верблюд за несколько минут способен выпить несколько сотен литров, которые потом медленно усваивает, что помогает избежать осмотического шока. При этом температура его тела может колебаться в широком диапазоне от 31 до 41 °C, что также помогает противостоять пустынному зною. По-особому работают и почки верблюдов, по максимуму поглощая воду и также максимально «сбрасывая» содержащиеся в ней соли в мочу.

Команда ученых Бристольского университета во главе с физиологом Фернандо Альвира Ираисосом тщательно изучила экспрессивные гены в клетках арабских верблюдов, долгое время находившихся без воды и только что утоливших жажду.

Выяснилось, что гены, влияющие на экспрессию у обезвоженных верблюдов, по всей видимости участвовали в подавлении жирового холестерина в клетках почек. Ученые измерили уровень холестерина в плазматических мембранах почек у животных, испытывающих жажду, и сравнили с верблюдами из контрольной группы. Результаты показали, что уровень холестерина в почках у «жаждущих» животных оказался ниже.

Тем самым подтвердилась догадка исследователей – обезвоживание способствует нейтрализации холестерина, что позволяет верблюдам удерживать в почках больше воды.

В настоящее время команда изучает особенности мозга верблюдов, что открывает возможность изучить генетическую реакцию на обезвоживание и у других обитателей пустынь – в частности, тушканчиков.Источник &#8212 Communications Biology