Прогресс прогрессом, но автомобиль постоянно нас обманывает. Электронный масляный щуп — штука не точная. Спидометр хоть немного, да завышает скорость — правда, минимальная величина превышения регламентируется стандартами. А что бензобак? Почему в 45-литровый по паспорту бак входит 50 литров? Разбираемся, всегда ли это обман.

От чего зависит объем топливного бака?

Объем бензобака зависит от места его установки и материала, из которого он изготовлен. У олдтаймеров он может быть расположен где угодно. Например, у заднемоторной Skoda 1000 MBX (дальний предок Fabia) бензобак расположен спереди. У нашего «Москвича»-408 и его производных — вообще на дне багажника. На современных автомобилях бак обычно установлен под задним сиденьем перед задней осью. Сделано так во имя безопасности. Именно в этом месте, по всем расчетам, наименьшая вероятность деформации, если вдруг случится удар.

Для изготовления бензобака может использоваться металл или пластик. Металлические баки обычно делают из штампованных листов. Но пластик — полиэтилен высокой плотности, если быть точным — как материал для изготовления бака на сегодня в приоритете. Пластмассовые баки легче по весу, они занимают меньше пространства при установке. К тому же пластику можно просто и недорого придать любую необходимую форму. Металлические аналоги выйдут в любом случае дороже, и по показателям объема они обычно уступают пластиковым. В итоге получается топливный бак с нужными максимальными объемами. Во избежание утечки стенки баков выполняют многослойными. В некоторых конструкциях внутренняя поверхность бака также покрывается фтором.

Металлический и пластиковый баки

Объем бака зависит и от других параметров автомобиля. Важны тип двигателя, система, ответственная за впрыск, и тип кузова. Вместимость топливного бака легковых автомобилей варьируется в большинстве своем от 45 литров для городских хэтчбеков до 100 литров для крупных внедорожников. В среднем стандартный заявленный объем — 50–55 литров. Иногда строение и, соответственно, объемы бака оказываются различными даже на примере одной модели. Скажем, у дизельной «трешки» BMW он на 19 л меньше, чем у бензиновой версии.

Пластиковые топливные баки по требованиям компоновщиков могут иметь самые разнообразные формы

Но в любом случае объем топливного бака должен быть таким, чтобы автомобиль мог автономно проехать 600 км. При расчете объема бензобака автопроизводители придерживаются нормы, что одной полной заправки должно хватать именно на такой километраж с учетом движения по трассе на скорости 80–100 км/ч. Это расстояние взято из учета того, что водитель может, не уставая, проводить за рулем не больше пяти–шести часов в сутки.

Отдельные модификации некоторых современных легковушек могут на одном баке проехать более тысячи километров. Но это, скорее, исключения, к тому же почти всегда требующие особых условий движения

Бак может подтекать

Эта проблема особенно актуальна для машин, имеющих большой пробег. Например, Mitsubishi Outlander первого поколения. Грязь, попадающая на бензобак, накапливает влагу, и он начинает активно гнить. Больше всего от этого страдают кроссоверы, выезжавшие на бездорожье, но проблема в той или иной степени касается почти всех Outlander. Или Hyundai Tucson в кузове JM, у которого бензобак опять же из-за грязи и низкого качества изготовления может проржаветь до течей. Даже Toyota это не обошло стороной. Если в салоне RAV4 XA20 попахивает бензином, то, возможно, после внедорожных вылазок подгнил топливный бак. Если грязь попадает на его верхнюю часть, то там развивается коррозия, которая легко приводит к появлению дыр в баке и на кузове.

Mitsubishi Outlander первого поколения и Toyota RAV4 (ХА20)

А с видавшими виды автомобилями все может быть совсем печально. В 2011 году в США было отозвано 2,7 миллиона пикапов Ford F-150 1997–2001 годов выпуска. Причиной проведения сервисной кампании стали 300 жалоб владельцев этой модели на недостаточно надежные стальные ремни крепления бензобака. Из-за их коррозии бак мог повредиться, а дальше — протечка топлива и риск возгорания, уже не раз случавшийся по этой причине. Или вот реальный случай из жизни одной «пятерки» BMW E39, в процессе реставрации буквально вытащенной «с того света». Когда владелец сразу после покупки приехал на заправку, он залил топливом всю АЗС, потому что в машине был пробит бензобак.

Ford F-150 и BMW 5-series (E39)

Датчику доверяй, но проверяй

Указатель уровня топлива способен врать. Как и любой другой узел автомобиля, эта система может быть неисправной. Помимо непосредственно указателя ее основные составляющие — топливный датчик, поплавок и измерительный элемент, так называемый потенциометр. Датчик может быть встроен в топливный модуль либо устанавливаться отдельно посередине или сбоку бензобака. На дизелях он вкручивается отдельным устройством в бак. Передача информации между указателем уровня топлива и датчиком происходит посредством сигнала, который бывает аналоговым или цифровым. В современных автомобилях в основном распространены более точные цифровые датчики. Получая данные об уровне топлива в баке, датчик преобразует их в сигнал и передает на указатель. Значение, поступающее с датчика, рассчитывается на основе геометрических параметров бака и делает поправку на неравномерность распределения топлива по резервуару. Поплавок отвечает непосредственно за измерение уровня топлива. Поскольку ему необходимо постоянно находиться на поверхности топлива, передавая показания датчику, его изготавливают из легких материалов (пластик, пенопласт).

Поплавковый рычажный ДУТ

Датчик уровня топлива бывает трех видов — рычажный, трубчатый и электронный. Первый вариант — самый старый, простой, недорогой и надежный тип данного устройства, но точность показаний не его конек. Во время движения автомобиля по неровной дороге стрелка указателя может колебаться, отражая тем самым движение топлива в баке. Трубчатый датчик, как и предыдущий вариант, является поплавковым, но гораздо точнее в своих показаниях и более распространен. Электронный, он же бесконтактный датчик, используется на современных автомобилях. Он имеет собственный блок управления, а в основе его конструкции лежит неактивный магнитный датчик. Погрешность у таких приборов минимальна и не превышает 1%, а зачастую гораздо меньше. Но даже современные датчики зависимы от качества контактов на разъемах, на которые влияют в том числе условия эксплуатации и обслуживания. Поэтому выйти из строя может любой из указанных типов датчиков уровня топлива.

Трубчатый датчик топлива

Типичные симптомы неисправности топливного датчика:

● стрелка указателя уровня топлива постоянно находится в движении, дергается, прыгает в крайние положения;
● при полностью залитом баке стрелка показывает неверные значения;
● в баке есть топливо, но при включенном зажигании стрелка указателя находится на нулевой отметке.

Топливный модуль BMW

Причин, почему не работает или нагло врет датчик уровня топлива, может быть несколько. Мог потерять герметичность сам поплавок либо деформироваться рычаг, на котором он держится. Бывают случаи повреждения корпуса датчика и нарушения его крепления. Нередки и электрические проблемы: потеря контакта на определенном участке цепи, перегорание предохранителя. А может и сигнальный провод «коротить» на «массу». У бесконтактных датчиков может быть поврежден магнитный датчик и/или его проводка. Из-за некачественного топлива трубчатым датчикам свойственно появление налета на направляющей стойке. Это приводит к затруднению или даже невозможности движения поплавка. В этом случае указатель уровня топлива замрет в одном положении, причем необязательно в одном из крайних. Наиболее распространены проблемы с поплавками либо с резистивными элементами, которые со временем истираются и начинают транслировать некорректные данные.

Потенциометр ДУТ VW Passat

Есть модели, которые уже родились с проблемным датчиком уровня топлива. Например, Renault Duster, где датчик «не понимает» объема залитого бензина, если было залито меньше десяти литров. Из-за этого он иногда начинает выдавать самую противоречивую информацию. Но, возможно, причина неверных показаний топливомера вовсе и не в датчике. Дело может быть в самом указателе. Например, неправильный уровень топлива отображается из-за того, что происходит подклинивание подвижной обмотки индикатора.

Поломок нет, но в бак вошло больше номинала

Такое возможно. Это обусловлено как конструкцией автомобиля, так и политикой производителей относительно декларируемых паспортных данных. Номинальная вместимость бензобака, прописанная в технических характеристиках, как правило, меньше реальной. Обман? Не совсем.

Во-первых, топливный бак — не измерительный сосуд. Это емкость, и зачастую неправильной формы. Объем бака в руководстве по эксплуатации указан по приблизительным геометрическим замерам, которые также учитывают как минимум 10–15% запаса. Это резерв, который необходим, чтобы у топлива было место, куда расширяться в случае повышения температуры воздуха. Иначе под воздействием внутреннего давления топливо может начать вытекать наружу. Также резервное место — страховка от утечки на случай, когда машина с полным баком стоит на уклоне.

Во-вторых, бензобак является всего лишь частью сложной топливной системы автомобиля. Помимо непосредственно резервуара, где хранится бензин или дизель, она включает в себя патрубки, которые соединяют бак с заливной горловиной, куда мы вставляем заправочный «пистолет». В зависимости от модели автомобиля патрубки могут вмещать от двух до пяти дополнительных литров топлива.

Устройство топливной системы автомобиля

Кто меньше врет?

У каждого производителя свои методики расчета объема бензобака. Правил на этот счет не существует. Кто больше других завышает размеры бака? В европейские автомобили можно залить на 20–25% больше номинального объема. Реальная вместимость баков корейских, китайских и российских машин может в среднем на 15% превышать объем, который значится в технических характеристиках. Самыми точными, как нетрудно догадаться, оказались японцы. В их баки, как правило, свыше заявленного входит не более 10%.

Кстати, влить столько получится, только если игнорировать сигналы автомобиля о том, что пора бы остановиться. Инструкция предписывает прекратить заправку при первом же щелчке отсечки. Это необходимо для того, чтобы топливо не попало в трубки вентиляции бака, предназначенные для отвода бензиновых паров.

А на АЗС обмануть могут?

Могут и обязательно обманут. Результаты прошлогоднего рейда по АЗС, устроенного Федерацией автовладельцев России в режиме «тайного покупателя», неутешительны. Эксперты выяснили, что на более чем трети АЗС Московского региона недоливают от 3% до 5% топлива, еще на 30% АЗС — от 5% до 10%, а в 11% случаев — свыше 10%. Автовладельцы переплачивают за топливо от 5 до 10%.

Способов несколько. Это в первую очередь программное вмешательство, при котором электроника перепрограммируется на недолив. Но и махинации заправщиков никто не отменял. В отсутствие посетителей сотрудник АЗС может слить пару литров в специально заготовленную тару. Как вариант, он может прекратить заправку, когда в колонке или шланге остается еще некоторое количество топлива. После того как клиент уезжает, эти остатки сливаются.

Что делать? Выбирать сетевые АЗС, не особо доверять заправщикам и контролировать, чтобы отсчет литров на дисплее счетчика прекратился во время заливки, а не после. Обнаружив недолив, можно потребовать проверки заправки при помощи специального мерного оборудования, которое должно быть на АЗС, а дальше обращаться с жалобой в Роспотребнадзор и прокуратуру. Но вернуть деньги, скорее всего, не удастся. Но есть и хорошая новость — в 2021 году планируется ввод штрафов за недолив.

Источник: drom.ru